В мире долгое время господствовало мнение, что отечественная военная авиация является отстающей от общепринятых тенденций и чуть ли не занимается плагиатом новейших зарубежных, в первую очередь, естественно, американских, авиационных разработок. Не тут-то было! Времена меняются, вместе с ними и тенденциозность.
Двухместный реактивный СР-10 – это первый в новейшей российской истории самолет, который был придуман в частном конструкторском бюро. Он построен без бюджетных средств и превосходит зарубежные аналоги по ряду параметров. При всем этом он является первым в России самолетом, созданным без единой импортной детали. Что еще примечательнее, он появился благодаря усилиям дагестанских авиастроителей.
Возрождение мощи
Началось все с того, что в Московском конструкторском бюро «САТ» разработали СР-10, и он был удостоен высокой оценки специалистов. КБ «САТ» – предприятие частное, и его попытки привлечь внимание руководства Минобороны к новому самолету ни к чему не привели: блокировать несмелые шаги конкурентов в сторону бюджета государственные конструкторские бюро сумели с лихвой. Если через дверь нельзя, то полезем в окно: разработчики СР-10 взялись найти авиационный завод, готовый на свой страх и риск вложить в производство нового самолета свои средства – примерно четверть миллиарда рублей на первые пять машин, необходимые для испытаний. Разбалованные ленью авиазаводы от предложения частного КБ не взбодрились, лишь зевая, пробормотали: «Есть госзаказ – работаем, нет – ждем новых». Окутанная туманом коммерческая перспектива нового товара не вдохновляла никого, ведь никому, кроме Минобороны, самолет для обучения военных летчиков не пригодится.
Находившийся в активном поиске перспективных изделий махачкалинский завод «Авиаагрегат» с интересом взглянул на новый самолет.
«Страна объявила о старте проекта «Новая индустриализация» – это наш шанс выйти на мощную волну. Было бы неплохо, если мы, как и раньше, начинали с воспитания молодежи, то есть нового поколения, пока она совсем не обнищала, – говорит коллекционер авиамоделей Сиражудин Магомедов. – Нужно уяснить, что авиация как средство нравственности и поднятия морального духа не имеет альтернативы. Нам нужна молодежь с крыльями, нужно небо, нужен полет духа».
Генеральный директор «Авиаагрегата» Гаирбек Гамзатов обратился к главе республики Рамазану Абдулатипову, тот в свою очередь – к министру обороны Сергею Шойгу. Минобороны решило организовать производство учебно-тренировочного комплекса СР-10 для основной подготовки летчиков оперативно-тактической авиации ВВС России. В качестве исполнителя указали ООО КБ «САТ» в кооперации с ООО «Авиаагрегат».
Наши в деле
Как только Минобороны дало добро на выпуск СР-10, зеваки взбодрились и протянули свои кровные злата, желая поучаствовать в проекте и профинансировать его. Поэтому не получилось назвать первый образец СР-10 чисто дагестанским – основные узлы производились на других авиационных заводах страны, а на «Авиаагрегате» изготовили лишь часть деталей для нового «летуна».
– В банке нам посоветовали перенести гарантии на 2015 год, – объясняет председатель совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпула Пирилов. – После консультаций в правительстве мы так и сделали. В мае 2015-го нас включили в тройку приоритетных инвестиционных проектов, мы стали заключать договоры с предприятиями, выпускающими необходимые нам станки. Но через несколько дней наш завод вычеркнули из списка проектов, претендующих на республиканские гарантии. Программа по СР-10 забуксовала почти на полгода, а наш портфель заказов по этому самолету «похудел» в несколько раз.
Гарантии завод все же получил в конце октября. На одном из совещаний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по программе импортозамещения дал поручение оказывать проекту всестороннюю помощь и поддержку.
Если испытания пройдут успешно, воздушно-космические силы России уже в 2016 году планируют закупить 4 самолета, в 2017-м – 26, а в следующие два года – по 35 машин. Кроме того, СР-10 заинтересовал военных целого ряда зарубежных стран. Задачи перед заводом стоят очень масштабные, а проект, начатый в частном КБ, сейчас оценивается в 15 миллиардов рублей.
Противовоздушная оборона России является самой мощной в мире, не могу не гордиться тем, что к созданию небесного джигита СР-10 приложили руки дагестанцы. Надеюсь на то, что он поможет стране оставаться мировой авиационной державой!
Кстати:
СР-10 – самолет реактивный со стреловидностью крыла 10%, двухместный учебно-тренировочный самолет для ВВС России. Максимальный взлетный вес – 2 700 кг, максимальная скорость полета – 900 км/ч, дальность полета – 1 500 км. Горазд выполнять все без исключения фигуры высшего пилотажа.
Смотрите также:
- В Дагестане рост промышленного производства в 2017 году может достичь 30% →
- Объем экономики Дагестана может быть утроен - Абдулатипов →
- Равнение на село: Дагестан подсчитывает урожай →