Наркотики взяли в оборот. Как нам слезть с иглы?

Дагестан вышел на второе место в стране по количеству наркопреступлений. Весьма сомнительное лидерство, и гордиться тут нечем. Не менее остро стоит в республике и проблема с наркоманией. Она стала серьёзным фактором, негативно влияющим на криминогенную обстановку во всём регионе. Как с этим бороться? Мнения экспертов выслушал «АиФ Дагестан».

   
   

Молчаливый убийца

Новость о растущем количестве наркозависимых молодых девушек и школьников в Дагестане наделала переполоху. В пресс-службе Минздрава республики поспешили заявить, что данные не соответствуют действительности.

«В 2019–2020 годах идёт устойчивое снижение числа лиц до 18 лет, состоящих на учёте в наркодиспансере, в том числе девушек, а доля женщин, страдающих наркологическими заболеваниями, по сравнению с 2019 годом, снизилась с 3,5% до 2,9% от всех зарегистрированных больных», – отметили в ведомстве, добавив, что в настоящее время на учёте в дагестанском наркологическом диспансере нет несовершеннолетних, а в 2019–2020 годах дети, страдающие наркоманией, в республике не зарегистрированы. Но если на учёте детей нет, то что же именно снижается?

Как сообщил «АиФ Дагестан» заместитель главного врача по медицинской части республиканского наркологического диспансера Тахсин Тумалаев, в регионе наблюдается снижение числа наркозависимых: «По большей части они в возрасте от 40 лет».

На учёте в наркодиспансере состоят около 23 тысяч человек (употребляют наркотики), около 4 тысяч из которых страдают наркоманией. Наиболее распространённые наркотики – марихуана и мефедрон, популярны также опий и гашиш.

Тем не менее другие официальные данные отрицать трудно: на недавнем заседании Антинаркотической комиссии министр внутренних дел РД Абдурашид Магомедов сообщил, что Дагестан занимает второе место в России по числу нар­копреступлений. В прошлом году их доля в регионе составила четверть от общего количества преступлений. И это не может не шокировать.

«В Дагестане было выявлено 2767 преступлений, пресечена деятельность 22 наркопритонов, 24 крупных каналов поступления наркотических средств из Азербайджана, Казахстана и Белоруссии. В течение года из незаконного оборота изъято почти 180 килограммов наркотиков на общую сумму более 150 миллионов рублей», – уточнили нам в пресс-службе министерства.

   
   

Как бороться

Увы, растёт и количество реабилитационных центров. Только мы в интернете их насчитали более 25 (официальные данные нам в Минюсте РД так и не представили).

«Не видят перспективы – вот почему люди подсаживаются на иглу. Устроиться на нормальную работу сложно, мечтать о карьере в каких-то серьёзных структурах можно только при наличии денег или знакомств. Безделье и безысходность приводят к таким вот последствиям: наркотики, выпивка, плохая компания, – считает председатель координационного совета некоммерческих организаций (НКО) РД Шамиль Хадулаев. – О чём говорить, когда сотрудник МВД занимался распространением наркотиков! (подробности в «АиФ Дагестан» №2. – Прим. авт.). «Закладчиков» много, и тем более среди молодых, выявить их тяжело, а может, не хотят».

По словам сотрудника центра реабилитации для наркозависимых Исмаила Магомедова, который сам «слез с иглы» после более 20-летнего стажа употребления, сейчас в центре в основном лежат молодые.

«Наркомания молодеет, взрослых тоже в центре хватает, но кто бы что ни говорил, сегодня распространена женская наркомания. Они приходят в центр, лечатся, хотят создать семью, закончить учёбу, значит, не всё потеряно. Если следовать программе лечения реабилитационного центра, то можно прожить нормальную жизнь – я знаю много людей, которые уходят отсюда и больше никогда не связываются с наркотиками», – говорит Магомедов.

Государство тоже борется по-своему. Как сообщили в МВД, они «в тесном взаимодействии с молодёжным антинаркотическим движением Дагестана» в 2020 году проводили информационные рейды, направленные на вовлечение населения в борьбу с распространением психотропных веществ. Проверяли и аптеки на предмет соблюдения закона по безрецептурному отпуску лекарств, пользующихся спросом у зависимых.

По словам Магомедова, вылечиться трудно, но можно. А лучше не начинать, ведь зависимость может появиться после первого же «знакомства» с дурью. «Родители, следите за своими детьми, говорите с ними и хвалите почаще. Показывайте на своём примере, как прекрасен здоровый образ жизни», – советует он.

Комментарий

Лидер движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев:

«В целом по России, и Дагестан не исключение, идёт сильнейшее омоложение наркопотребления. Если раньше потребляли лёгкие наркотики, то теперь перешли на тяжёлые. Что касается официальных заявлений соответствующих органов о том, что якобы наркоманов становятся меньше – это лукавая статистика, которая заключается в том, что многие наркозависимые не обращаются в государственные системы здравоохранения, а в частных реабилитационных центрах на учёт их не ставят, поскольку не обязаны это делать. Относительно того, что женская наркозависимость растёт, тоже считаю, что проблема есть, потому что нет методики механизма по лечению. Проблема есть, и она развивается как снежный ком. Тут нужна комплексная мера: пропаганда здорового образа жизни, пресечение каналов поставок наркотических веществ и так далее. В Дагестане в этом плане работа оставляет желать лучшего».