На своих местах. Глава Дагестана представил обновлённый кабинет министров

В четырёх ведомствах республики сменились руководители. О чём говорят очередные перестановки?

   
   

Кто какое место занял?

На прошлой неделе в правительстве республики вновь произошли кадровые рокировки. Министерство труда и социального развития Дагестана возглавил Абдурахман Махмудов, Министерство природных ресурсов и экологии – Ибрагим Ибрагимов, Министерство транспорта – Джамбулат Салавов, Министерство цифрового развития Дагестана – Юрий Гамзатов.

В то же время от приставки врио избавились Юнус Саадуев – министр финансов РД, Татьяна Беляева – министр здравоохранения РД, Зарема Бутаева – министр культуры РД, Яхья Бучаев – министр образования и науки РД, Сажид Сажидов – министр по физической культуре и спорту РД, Камил Саидов – министр по делам молодёжи РД, Казимагомед Сефикурбанов – министр юстиции РД, Баттал Батталов – министр сельского хозяйства и продовольствия РД.

Свои посты сохранили министр по национальной политике и делам религий РД Энрик Муслимов, министр по туризму РД Эмин Мерданов и министр промышленности и торговли Низам Халилов. Артур Сулейманов сохранил пост руководителя Министерства строительства, которому вдобавок были переданы функции Комитета по архитектуре, а также жилищно-коммунального хозяйств республики. Ранее ЖКХ занималось Министерство энергетики РД. Взамен Минэнерго переданы функции Комитета по тарифам. Министром утверждён Ризван Мурадов.

Сохранив за собой Министерство по земельным и имущественным отношениям, Заур Эминов стал заместителем председателя правительства республики. Новый первый вице-премьер республики Руслан Алиев остался на посту руководителя Министерства экономики и территориального развития РД. Ещё четыре вице-премьера Дагестана – Рамазан Джафаров, Ризван Газимагомедов, Муслим Телякавов и Мурад Казиев.

Занимавший пост первого вице-премьера республики Нюсрет Омаров назначен представителем главы региона в Народном собрании.

Также было реорганизовано Министерство печати и информации в Агентство информации и печати.

   
   

Глава Дагестана Сергей Меликов подчеркнул, что при формировании нового состава правительства оценивались результаты деятельности каждого за 2021 год.

«В Дагестане иногда долж­ности создавались под людей. Должности, статус, кабинеты, машины. Сегодня этого принципа нет. Сегодня люди будут подбираться под задачи», – сказал Сергей Меликов.

Комментируя обновлённую структуру администрацию главы и правительства Дагестана, он подчеркнул, что «были упразднены крупные управления, которые не всегда эффективно выполняли задачи».

Что думают эксперты?

По словам политолога Магомеда Магомедова, в целом, что касается назначения и переназначения министров, то их уровень профессионализма позволяет им столько лет занимать свои кресла.

«Яхъя Бучаев или Юнус Саадуев – профессионалы, о каких-то других министрах сказать что-то трудно. Министерство строительства, например, работало в каких-то непонятных условиях, его то «раздевали», забирая направление архитектуры и потом ЖКХ, то снова «одевали». И вот снова вернули все отобранные ранее полномочия. В таком состоянии постоянной реорганизации работать трудно, поэтому будем наблюдать. Что касается реорганизации Министерства печати в агентство, то это орган, который давно уже своё отжил, он ничего из себя существенного, дельного не представляет. Его можно сколько угодно реформировать, превращать то в комитет, то в министерство, то в агентство, но как он был органом, который занимается непонятно чем, так он и продолжает таковым оставаться. Какого-то развития в сфере государственных республиканских СМИ, содействия в работе независимых СМИ в Дагестане как не замечалось, так и не замечается. Поэтому совершенно нейтральное к нему отношение, и каких-то ожиданий, каких-то революционных перемен тоже нет», – высказал своё мнение Магомедов.

Кандидат политических наук Мурадгаджи Омаров считает, что последние назначения говорят о том, что глава республики наделил нового председателя правительства А. Абдулмуслимова очень большим кредитом доверия.

«Пришедшие на министерские должности лица имеют многолетний опыт работы на разных ответственных государственных должностях. Думаю, что они очень быстро освоятся и продолжат курс, заданный главой региона.

Да, новая метла метёт по-новому, но к вопросу кадровых назначений следует относиться очень осторожно, поскольку это может расхолаживать аппарат сотрудников. Знаю, что некоторые теперь уже экс-министры слишком долго входили в положение дел и теперь вынуждены уступить место другому. Вместе с этим надо ещё раз отметить, что А. Абдулмуслимов, делает ставку на профессионализм, деловитость, ответственное отношение к служебным обязанностям и жителям республики. Очень радует, что Р. Газимагомедов, обладающий колоссальным опытом государственной службы, возвращается на своё заслуженное место, достойное профессионала такого уровня».

Политолог Эдуард Уразаев в беседе с «АиФ Дагестан» отметил, что в 20 министерствах свои кресла сохранили 15 человек. Но среди них от приставки врио избавились 13 министров, а Ризван Мурадов и Яхья Бучаев остались в статусе врио. Если же учесть, что Руслан Алиев переведён с должности министра экономики и территориального развития РД на должность первого вице-премьера, то можно сделать вывод о том, что 70% министров полностью оправдали ожидания главы Дагестана Сергея Меликова.

«В тоже время из состава правительства времён руководства республикой Владимира Васильева(2017-2020 гг.) и Рамазана Абдулатипова(2013-2017 гг.) остались только министр культуры Зарема Бутаева и министр финансов Юнус Саадуев, - говорит Эдуард Уразаев. – Таким образом Сергей Меликов за полтора года поменял 90% министров, но со своими назначенцами он ведёт более аккуратную кадровую политику.

Все назначенные им руководители старались добросовестно выполнять свои обязанности, а на министерства, занятые финансами, экономикой, строительством, энергетикой, ЖКХ и промышленностью выпала большая нагрузка, вызванная пандемией коронавируса, чрезвычайными ситуациями, формированием новых программ и проектов, ростом цен на стройматериалы и другими объективными обстоятельствами.

Поэтому пришлось, вероятно, делать скидку на некоторые недостаточные результаты работы и учитывать в большей степени добросовестность, деловую хватку и рост квалификации за время руководства министерством. Думаю, что этим требованиям переназначенные министры удовлетворяют.

Серьёзные вопросы видимо возникли по четырём министрам, которые тоже старались, но у них были некоторые упущения или недоставало вышеперечисленных качеств. В отдельных случаях, вероятно, имел значение и возрастной фактор».

Среди пяти новых руководителей министерств трое сразу стали министрами, а двое получили статус врио министра. Все они имеют опыт государственной и муниципальной службы и неплохо зарекомендовали на прежних должностях. Правда троим из них придётся осваивать новые для себя сферы деятельности. При этом новые руководители министерства труда и социального развития и министерства природных ресурсов и экологии являются выходцами из правоохранительных органов, что говорит о желании снизить вероятность коррупционных проявлений, которые имели место в период до прихода назначенцев Меликова. Среди вице-премьеров новым лицом в правительстве стал Ризван Газимагомедов, который ранее работал на такой же должности при президенте Муху Алиеве. Так что сложился в целом опытный, квалифицированный и понимающий свои задачи и ответственность состав министров, позволяющий рассчитывать на качественное управление и позитивные результаты.

В плане профессионализма и квалификации Эдуард Уразаев отметил новых первых вице-премьеров в лице Руслана Алиева и Манвела Мажонца. У них были сложные участки работы и результаты неоднозначные, «но я сужу по системному подходу к разработке путей решения многочисленных проблем».

В сфере информации и печати нормотврческой работы немного и это, вероятно, послужило поводом для того, чтобы понизить статус министерства до агенства, ссылаясь на преобладание распорядительно-исполнительских функций.

«Однако есть политический подтекст, связанный с ролью СМИ в обществе и когда их называют четвёртой властью. К тому же руководитель агентства уже не входит в состав правительства и оплата чиновников чуть ниже станет, - пояснил политолог. - Вероятно, поэтому 1 марта новый председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмусимов посетил редакции республиканских СМИ и провёл совещание с главными редакторами, что бы снять опасения и настроить на работу. Он обещал поддержать СМИ и ответил на тревожащие журналистов вопросы. Но помимо материальных проблем в этой сфере есть вопросы по стимулированию труда и созданию качественных информационных, аналитических и просветительских материалов. Остаётся надеяться, что преобразование министерства в агентство компенсируется более конструктивным подходом к деятельности СМИ».

Руководитель ООО «Центр социологических исследований и медиа технологий» Вефадер Меликов считает, что структурно правительство уже меняться не будет, потому как ее очень долго подводили под общие знаменатели для удобного общения с федеральными министерствами и ведомствами.

«Что касается кадрового состава, то по моим предположениям, мы еще увидим новые лица в кабинете министров. В новом кабмине глава региона усилил строительный блок, добавив минстрою функции госжилинспекции и  комитета по архитектуре, - говорит Меликов. - Много проблем у Дагестана с неразграниченной землей и госимуществом. Разбираться в этом непростом участке останется Заур Эминов, который в статусе врио успел уже многое прояснить и вернуть на баланс республики сотни гектаров земель. Особый акцент Сергей Меликов делает на нацпроекты. Контролировать их исполнение будут аж два вице-премьера. Большим успехом властей можно назвать и переход бывшего председателя правительства РД Абдулпатаха Амирханова в Управление Федерального казначейства. Дагестане в последние десятилетия стал дотационным регионом. Новому составу правительства придется очень сильно попотеть в условиях новых санкций Запада и продолжающейся пандемии».