На склоне много лет. Почему оползней становится всё больше?

12,6 тыс. человек, проживающих в 20 населённых пунктах, рискуют стать жертвами оползней. Любой сильный ливень или небольшое землетрясение может привести к смещению грунта и горных пород. Как вышло, что люди оказались на опасных участках, и как их спасти?

   
   

В зоне риска

Около 500 населённых пунктов в Дагестане так или иначе подвержены экзогенным геологическим процессам и более чем в 100 из них сложилась критическая ситуация. Об этом министр строительства Дагестана Артур Сулейманов сообщил на недавнем совещании у премьер-министра Абдулпатаха Амирханова.

По словам гендиректора ООО «Даггеомониторинг» Феликса Абдулкеримова, высокая активность оползневых процессов в горном и предгорном Дагестане за последние десятилетия обусловлена несколькими факторами: растущая антропогенная и техногенная активность, строительство на оползнеопасных склонах тяжёлых капитальных строений и сооружений, движение тяжёлой техники, подведение водопроводов в населённые пункты без соответствующего водоотведения, усиление сейсмической активности и другие.

«Беспечность наших людей меня просто поражает. Дело в том, что во многих районах, когда выделяется участок для садово-огородного хозяйства, учёные, специалисты соответствующего направления объясняют, что строить большие объекты там категорически нельзя. Можно сделать небольшое строение, например для хранения сельхозпродукции. Люди сперва выполняют это указание, а потом (как это в Буйнакске произошло) начинают строить одноэтажные и двухэтажные дома. Устраивают огороды и поливают их водой, забывая совершенно о том, что оползневые участки при такой нагрузке могут сдвинуться», – рассказал «АиФ Дагестан» главный научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра (ДФИЦ) РАН Василий Черкашин.

Ещё одна причина возникновения оползней – прорубание дороги в предгорной части. При этом вырубаются деревья, которые своей корневой системой и держат этот склон. Без них вода, которая проходит по гидрофильным (пропускающим воду) и гидрофобным (не пропускающим воду) пластам, нарушает их сцепление. При малейшей нагрузке – сейсмичности или обильных осадках – грунт может сдвинуться. Поэтому в посёлках Тарки и Альбурикент дома и «поползли», пояснил Черкашин.

Наиболее критическая ситуация сложилась в 20 сёлах, где проживает 12,6 тыс. человек. Эти населённые пункты находятся в Махачкале, Буйнакске, в Каякентском, Карабудахкентском и других горных районах.

«Что будет с этими сёлами, мы пока не знаем, потому что необходимо провести срочные обследования и сравнить с теми характеристиками, которые были сделаны в 1984–1990 годы. Понять, что изменилось за это время, и определить опасные участки, дать рекомендации правительству Дагестана, которое уже примет решение. Но это очень дорогое дело. Государство идёт на расселение граждан в том случае, когда уже ничего нельзя сделать. Кроме того, идёт расширение строительства, надо знать, где можно строить, а где нельзя. На каких территориях в будущем возможны экзогенные события. Обследование надо проводить, чтобы ответить на эти вопросы, чтобы знать, какие участки подвержены оползням, а какие ещё можно сохранить и укрепить», – сказал Черкашин.

   
   

Цена вопроса

По подсчётам министра строительства А. Сулейманова, комплексное обследование оползневых зон по всей территории республики с целью определения их динамики и создание электронной базы обойдётся в 91,9 млн рублей, а стоимость одной наблюдательной точки с соответствующим оборудованием – в пределах 1 млн рублей. То есть на почти 500 населённых пунктов нужно найти… полмиллиарда. «Это может быть 3D-модель всей территории республики, на которую будут нанесены все оползневые участки. Обозначив их, можно будет вести наблюдение и поставить датчики движения, наблюдения и другие инструменты для работы через систему спутниковой связи. Это в том числе позволит исключить человеческий фактор», – говорит Василий Черкашин.

У республики таких денег пока нет.

Как сообщал «АиФ Дагестан», в марте этого года оползень сошёл в Карабудахкентском районе. Под угрозой разрушения оказались 9 домов в садоводческом некоммерческом товариществе, в которых проживали 45 человек. Их разместили в санатории «Леззет».

Представитель администрации Карабудахкентского района Адильбий Курбанов рассказал «АиФ Дагестан», что ООО «Даггеомониторинг» признало опасным проживание в указанных девяти домах.

Однако у владельцев этих домов нет правоустанавливающих документов, у них только садоводческие книжки. Они прописаны не в Карабудахкентском районе. В связи с этим ГОиЧС муниципалитета обратилось в отделы по вопросам миграции в местах фактической прописки этих граждан. Но до сих пор ответы не получены. При получении ответов материалы с оценкой рыночной стоимости повреждённых домов будут направлены в Минстрой Дагестана для решения вопроса о выплате компенсации пострадавшим.