Мода прошла. Наш эксперт К. Ланда о приверженности радикальным идеям

   
   

Вот уже 4-й год Дагестан не сотрясается в ужасе из-за террористических актов. Живет в мире и спокойствии. А ведь только недавно нам, жителям республики, о таком оставалось только мечтать. Неужели экстремизм и терроризм идут на спад?

Опасность могла поджидать нас в любое время, в любом месте. Погулять на 9 мая – небезопасно, пойти в школу 1 сентября – нельзя, отмечать Новый год – грех. Обязательно были люди, которые слышали, как кто-то говорил это страшное: «Мы вас взорвём!»…

О том, как сейчас живётся в республике, рассказал корреспонденту «Аргументы и Факты Дагестан» доктор политических наук, член Экспертного совета при АТК в РД Камиль Ланда.

Радикальные идеи

Салия Магомедова, «АиФ Дагестан»: Камиль Газимагомедович, 4-й год в нашем регионе не звучат взрывы, не происходят террористические акты. Можно ли с уверенностью сказать, что ситуация в республике стабилизовалась и активность боевиков спала?

Камиль Ланда: Конечно, можно. В Дагестане за этот период не произошло ни одного акта терроризма* по его классическому определению. До этого взрывы звучали если не один раз в неделю, то один раз в месяц точно. Относительно спокойное время в республике пришлось на руководство Рамазана Абдулатипова. Это заслуга бывшего главы, федеральных силовых ведомств, которые у нас работают, наших силовых ведомств – ФСБ, МВД, прокуратуры и других структур, которые занимались профилактикой идеологии экстремизма и терроризма.

Я всегда говорил, что перебороть столь опасное явление исключительно силовыми методами невозможно. Нигде в мире только силовыми методами не победили терроризм. Здесь нужна постоянная профилактическая работа. Мы должны учитывать, что неприятие конфликтогенности, экстремизма и терроризма должно прививаться в детях в семьях, детских садах, школах, в вузах. Вроде простые истины, но при этом было ощущение, что раньше ни родители, ни учителя не воспитывали подрастающее поколение в духе патриотизма. Родители в силу своей занятости не говорили детям, к чему приводит экстремизм, а учителя не восполняли этот пробел в их воспитании, перекладывали это на плечи родителей. По всей видимости, это и есть результат того, что мы долгое время наблюдаем, - экстремистские проявления в молодёжной среде. Подрастающее поколение необходимо воспитывать и учить любить свою Родину. Если этого не нам не делать, то их будут учить любить другую родину, другую идеологию, и всегда есть и остается опасение того, что молодой человек может стать на путь радикальных идей.

   
   

- И всё-таки, молодежь осознала пагубность терроризма? Есть ли те, кто сочувствует бандитам?

- Дагестан был территорией, которая производила терроризм, но это прекратилось благодаря работе государственных органов. Потом Дагестан стал территорией, которая экспортировала террористов. Наша обманутая молодежь уезжает в Ближний Восток воевать в созданное западными спецслужбами, никем не признанное, в т.ч. исламским миром, аморфное, так называемое Исламское государство (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации). Сейчас молодежь осознала пагубность терроризма, она успокоилась. Хотя некоторые еще попадаются на интернет-удочку пропагандистов экстремизма и терроризма. Мода на то, чтобы быть приверженцем радикальных идей, прошла. Но среди нас до сих пор есть люди, которые сочувствуют бандитам. И с ними необходимо работать. К примеру, 3 сентября, в День солидарности в борьбе с терроризмом, в Махачкале, в Доме дружбы прошло заседание АТК с Главой Республики Дагестан. Тогда экс-глава объявил о создании Общедагестанского фронта по борьбе с идеологией экстремизма и терроризма и призвал присоединиться к нам и другие субъекты Российской Федерации. Эта идея находится в стадии становления, и надеюсь, что Фронт станет движением, которое охватит не только Дагестан, но и другие регионы России. В этом случае деятельность, направленная на профилактику экстремизма и терроризма, будет в разы эффективнее. 

По большому счёту борьба с терроризмом у нас завершена, и поэтому мы переходим к борьбе с идеологией терроризма. Это очень серьезный и важный шаг.

Родину любить

- Как, по-вашему, количество мечетей, исламских заведений, молельных домов повлияло на спад террористической активности?

- Духовное управление мусульман Дагестана сделало очень многое, чтобы сдерживать молодежь от радикализации. В том числе не позволило дагестанцам поддаться на различные провокации. Вспомнить даже убийство Шейха Саида афанди Чиркейского, после которой наши внутренние и внешние враги ожидали внутриконфессиональной войны в Дагестане. Наши мусульмане, последователи Шейха, оказались сдержанными, мудрыми и политически грамотными. Или возьмём волнения мусульман России по поводу гонений мусульман в Мьянме (бывшая Бирма). Сейчас выясняется, что те кадры, которые распространялись в Интернете, о гонениях мусульман Рохинджи, оказываются вообще не из Мьянмы. А наши горячие головы, не разобравшись, побежали «спасать» мусульман далекой страны, когда нам необходимо самим собой заняться, сначала разобраться со своими проблемами. Что касается мечетей, исламских заведений, молельных домов, они действительно поспособствовали спаду террористической активности. С каждым годом их становится всё больше. Здесь можно найти ответы на свои вопросы от квалифицированных богословов. В Дагестане есть богословы, которые могут ответить на любые вопросы, касающиеся исламской теологии, шариата и вопросов исламского фикха. Но проблема в том, что не все хотят их слушать. А слушают заграничных богословов, не имеющих в полном объеме информации о состоянии среды проживания мусульман России. А кто осведомлен о жизнедеятельности мусульман России, с нескрываемой завистью отмечают, что мы находимся под защитой мощного Российского государства.

- Может ли на эту ситуацию положительно повлиять то, что в Дагестан часто приглашают всемирно известных исламских богословов, алимов?

- Это зависит от того, кого именно к нам приглашают. К примеру, несколько раз республику посещал известный доктор шариатских наук Мустафа Диб аль-Буга из Сирии. В августе этого года он принял участие в IV Международном межрелигиозном молодежном форуме, который направлен на установление и сохранение мира и согласия между представителями всех конфессий, способствует духовному обновлению дагестанского, российского общества. От таких богословов, которые помогают стабилизировать ситуацию в регионе, очень большая польза.

- Что лично вы, как эксперт, делали для того, чтобы понять молодёжь, говорить с ней, сдерживать от опрометчивых шагов?

- Много сделать я физически не смогу и, к сожалению, по роду деятельности напрямую не связан с молодежью. Для того чтобы понять молодежь и говорить с ней и когда возникают те вопросы, которых ты не знаешь, я изучаю труды самых различных ученых исламского мира по тем или иным вопросам. От них узнаешь много нового и интересного. После встречи с ними ты начинаешь смотреть на жизнь по-другому. Для меня было открытием то, что говорил один из радикальных мусульманских ученых Шейх ибн Усаймия: если мусульманин живет в государстве, в котором последователи его религии представлены в меньшинстве, то само проживание в этом государстве является заключением договора между вами и государством. Раз он там живёт, значит, он заключил договор, то есть согласился на то, чтобы соблюдать те порядки и законы, которые существуют в этом государстве. Тем более когда эта страна не только не препятствует выполнению мусульманами пяти фарзов, которых нам предписал Всевышний, но и по мере возможности способствует выполнению их верующими. Он призывал уважать тех, с кем у вас договор. Соблюдение договора с кем бы то ни было - очень важная составляющая мусульманского образа жизни. К договору нельзя относиться несерьезно. Если выгодно, соблюдаешь, а когда невыгодно, нельзя говорить: да он кяфир, с ним можно и не соблюдать договора. Так нельзя категорически! Это преступно и лицемерно. А Аллах в священном Коране лицемеров осуждает четыре раза больше, чем атеистов, людей, не верующих в Господа.

В Дагестане на одном из соревнований во Дворце спорта имени Али Алиева 4-5 парней не встали, когда звучал Гимн Российской Федерации. Мне стало интересно, как это расценивается с точки зрения ислама. С этим вопросом я обратился к разным богословам. В том числе к выпускнику мединского университета (Саудовская Аравия). Он мне ответил, что поступок этих молодых людей можно расценивать как противление шариату. То есть они нарушили шариат. Потому что, живя в этом государстве, они должны соблюдать его принципы и законы, если это государство не препятствует им, как сказано выше, выполнять предписания своей религии. Это то, что все жители России должны знать. Знаете, проблема нашего общества заключается в том, что старшее поколение не является примером для младшего. Старшие перестали чувствовать свою ответственность за воспитание младшего поколения. А потом жалуются, что молодежь перестала уважать старших. Старшие, давайте быть примером для молодых людей! И в этом плане у нас непочатый край работы. 

Смотрите также: