«Любовь пробуждает всё человеческое». О методах борьбы с экстремизмом

@ jcomp / ru.freepik.com

Сегодняшнее молодое поколение наиболее подвержено обману и агитации.
В силу своей неопытности они становятся жертвами неправильных суждений и идеологии. И террористы активно это используют. Если подрастающее племя присоединится к борьбе с угрозой, то мы сможем окончательно искоренить это зло.

   
   

Берите пример со старшего поколения

Абдулзагир Мусаев, заслуженный художник РФ, член Союза художников РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, кавалер ордена Дружбы, заслуженный деятель искусств РД, дважды лауреат Государственной премии РД, профессор кафедры живописи художественно-графического факультета ДГПУ:

– У нас уникальное молодое поколение! Но с ними нужно работать, прививать общепринятые ценности, нормы, традиции, воспитывать в духе патриотизма, высокой нравственности и любви к родной земле. Если всё это будет сделано, то и молодёжи будет некогда заниматься антиобщественной деятельностью. Именно верные духовные ориентиры являются основой формирования у молодёжи антиэкстремистских и антитеррористических воззрений. Занятому учёбой, созидательным трудом студенту некогда слоняться по улицам, участвовать в несанкционированных мероприятиях и быть правонарушителем.

Я призываю молодёжь быть ответственными, не поддаваться влиянию радикальных идей и не идти на поводу у интернет-агитаторов.

Участвуя в подобных акциях, призывая сверстников к тому, с чем незнакомы, вы становитесь орудием радикалов, которые делают это не из благородных помыслов, а для того, чтобы посеять смуту среди населения. Это чревато негативными последствиями и не принесёт пользы обществу, самому гражданину, влечёт за собой ответственность, в том числе уголовную.

Будьте выше этого, скажите нет экстремизму, нет терроризму! Берегите богатое культурное наследие, завещанное вам предками! Любите свою Родину, свой родной Дагестан, ведь именно любовь пробуждает в людях всё человеческое, а зло порождает только нечеловеческое.

Не нужно тратить своё драгоценное время попусту. Учитесь, стремитесь к наукам, к познанию и, как результат, вы обязательно станете творцом – творцом того, что принесёт пользу окружающим!

   
   

Научить культуре потребления информации

Хан Баширов, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РД, председатель правления Союза музыкантов РД, пианист, актёр, профессор, лауреат Госпремий РФ и РД, почётный гражданин г. Махачкалы:

– Воспитание молодёжи во все времена требовало огромных усилий общества, государства, семьи, школы. Безусловно, это большой труд, результатом которого становится развитое общество и процветающая страна. Чтобы наша молодёжь не оказалась в руках экстремистов, террористов и криминала, необходима работа широкой общественности, министерств и ведомств, муниципальных учреждений, направленная на неприятие радикальных идеологий, и в то же время важно воспитать в подрастающем поколении образ человека труда. Считаю, что во главе этой работы должна стоять культура, духовно-нравственные и исторические основы государства.

Молодёжь такая, какую мы, взрослое поколение, создаём, поэтому воспитательная, патриотическая, гражданская позиция молодёжи зависит от нас. Здесь, конечно же, есть множество факторов влияния на умы молодёжи извне, в первую очередь интернет и социальные сети.

В этой связи хочу подчеркнуть, что воспитание культуры потребления информации в интернете также является основной задачей, и от этого во многом зависит стабильность общества, его политические и морально-этические устои. Важно приобщить молодёжь к высокой дагестанской культуре, к прогрессивному зарубежному и отечественному искусству, толерантно относиться к конфессиональному многообразию народов.

Я искренне желаю дагестанской молодёжи придерживаться той великой культуры, которую нам оставили прошлые поколения, гордиться этим наследием и быть достойными продолжателями многовековых традиций дагестанских народов.

Быть открытыми с молодёжью

Исрафил Исрафилов, дагестанский журналист, блогер-медиатехнолог:

– Чтобы за­щитить моло­дёжь от пагубного влияния интернета, социальных сетей, распространяющих экстремистскую и террористическую идеологию, в первую очередь надо работать и общаться с молодёжью, создавать условия для саморазвития, быть честными.

Необходимо быть максимально открытыми с молодыми людьми. Надо улучшать образование, создавать рабочие места, коворкинги и спортивные центры, создавать досуговые, творческие учреждения, где молодёжь сможет развиваться. Это нужно для того, чтобы она своё свободное время уделяла получению полезной информации и знакомствам, а не изучению негативного контента, который будет влиять на их дальнейшую судьбу, особенно если это касается экстремизма, терроризма, других радикальных взглядов.

Каким должен быть призыв к современной молодёжи, на мой взгляд? Как показывает практика, она любит, когда с ней общаются напрямую. Надо встречаться, разговаривать на их языке, считаться с их точкой зрения. Нужно доводить информацию о той идеологии, которая сегодня является устойчивой, правильной, говорить о мировоззрении, которое соответствует нашей ментальности и религии. Если мы не будем доводить информацию, это будут делать третьи лица. Поэтому, когда я приглашаю спикеров на мероприятия, я всегда прошу говорить открыто.

Мнение эксперта

Нужно поднять авторитет учителя, школы, наставника

Член экспертного совета при АТК РД, кандидат политических наук, публицист, блогер Ханжан Курбанов:

– У современных подростков и молодых людей есть три вида зависимости – мобильная зависимость (телефон), медиазависимость (социальные сети) и зависимость от игр, контента, который имеет место быть в интернете. По каждому из этих трёх направлений нужно работать отдельно.

Нужно перестраивать систему школьного образования, поднимать авторитет учителя. Это должно сделать государство! Пока оно делает это осторожно и медленно, поэтому в систему образования приходят по остаточному принципу. Преобладает женский пол, а здесь и мускулы нужны. Всё-таки авторитет мужчины, отца всегда превалировал в дагестанских семьях и в российском традиционном обществе. А чтобы учитель-мужчина активнее был включён в процесс воспитания, нужна хорошая заработная плата.

Надо поднимать авторитет школы, педагога-наставника. Воспитание должно начаться с колыбели, должно продолжаться в системе дошкольного и школьного воспитания. Приходит, например, молодой человек с телефоном – должен сдать его в специальный ящик. В частных школах это практикуют, то есть необходимо выработать культуру, это всё же зависимость – наркотическая, алкогольная, табачная и прочее. С этим можно бороться на уровне психологии, на уровне педагогических методик обучения. Это, к сожалению, не делается, поэтому подросток принадлежит сам себе. Он целый день может провести в телефоне и не заметить, как прошёл день. Там же он цепляет совершенно не нужный, вредный, зачастую очень опасный радикальный, экстремистский и даже террористический контент. Нет градации по возрастным категориям, нет в этом плане никакой работы или она слабо ведётся путём разовых встреч. Это совершенно не годится!

Необходимо выработать комплекс­ную методологию, и государство должно этим заниматься, не только Дагестан. Что касается Дагестана, то, конечно, здесь надо вырабатывать свои подходы, потому что здесь своя история, свой менталитет, свой темперамент, своя пассионарность. То, что делается государством, пока слабо работает. Нужны точки роста, спортивные, досуговые, культурные и другие центры, но самое главное – нужен авторитетный учитель, новый класс педагогов, очень мощный, который станет фундаментом государства и будет формировать повестку, декларировать новые идеи и реформы. Я хочу сказать, что в этом нет опасности, ведь образование – двигатель прогресса. Нам нужно переформатировать общество научно-образовательным путём.

Всё, что сделано до сегодняшнего дня, сделано благодаря энтузиазму отдельных педагогов. Я их наблюдаю в школе, где учится мой сын, и в других школах. Низкий поклон им и похвала, что они это делают именно по зову души. Но нельзя рассчитывать только на энтузиастов, в России нужен комплексный подход, а для этого нужно, ещё раз повторю, поднять авторитет учителя!