Республиканский диагностический центр, без преувеличения, можно назвать самым популярным в Дагестане учреждением, в котором проводят медицинские исследования. Сюда приезжают жители со всех уголков региона, сюда же своих пациентов отправляют врачи районных больниц.
Заместитель главного врача РДЦ кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения Российской Федерации, заслуженный врач РД Патимат Каландарова согласилась ответить на интересующие жителей республики вопросы.
Ошибки сведены до минимума
Татьяна Меджидова, «АиФ Дагестан»: – Патимат Абдурахмановна, расскажите вкратце о Республиканском диагностическом центре.
Патимат Каландарова: – Республиканский диагностический центр организован Распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 22 октября 1990 года во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 19 мая 1988 года № 628 «Об организации медицинских диагностических центров». Центр размещён в приспособленном здании, был рассчитан на 400 посещений в день в соответствии с численностью населения республики, которая составляла 1 млн 900 тысяч человек. Массовое выполнение диагностических исследований за счёт централизации высокоэффективного диагностического оборудования позволило повысить уровень и доступность специализированной медицинской помощи. Расширился диапазон диагностических возможностей врачей.
На сегодняшний день РДЦ – это крупное современное медицинское учреждение, в котором сконцентрировано высокоинформативное диагностическое оборудование экспертного класса, сформирован коллектив высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения. Применение в Центре современных медицинских технологий позволило значительно повысить показатель выявляемости заболеваний на ранних стадиях.
РДЦ имеет 8 специализированных отделений: рентгенология, эндоскопия, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, лабораторная диагностика, консультативная поликлиника, эндокринологическая служба, дневные стационары по эндокринологии, неврологии и терапии.
– В период пандемии, наверное, больше пациентов стали направлять в РДЦ?
– В предыдущем году в связи с особыми обстоятельствами посещаемость Центра резко выросла. Но мы должны отметить, что из года в год наблюдается увеличение посещаемости Центра. Ежедневно у нас получают медуслуги 3000 человек, из них 15% дети. Проводятся 800 видов исследований и методов лечения. Число обращений в РДЦ за медицинскими услугами увеличивается, несмотря на то что диагностические услуги можно получить в 80 государственных и 67 частных медицинских организациях в рамках ОМС. Пациентская база РДЦ составляет более 1 миллиона 300 тысяч человек. Это признак доверия со стороны наших пациентов.
2020 год стал испытанием для всех, в том числе для нашего учреждения. Мы показали себя одним из лучших учреждений, смогли мобилизоваться, взять на себя ответственность, осуществлять координацию всех диагностических служб республики, задействованных в диагностике коронавирусной инфекции.
– Расскажите о режиме работе РДЦ в период пандемии коронавирусной инфекции.
– В условиях пандемии РДЦ принял на себя основной объём проведённых исследований для диагностики новой коронавирусной инфекции и вирусной пневмонии. Выполнено 284 тысячи ПЦР-исследований на Covid-19, что составило 40% от всех проведённых в государственных учреждениях. Организована работа лабораторного отделения в круглосуточном режиме и без выходных дней. Благодаря внедрённой лабораторной информационной системе (ЛИС) были сведены к минимуму возможные ошибки при регистрации большого количества биоматериала, сокращено время подготовки к исследованию, упрощена работа специалистов лаборатории, налажена быстрая отправка полученных результатов в медорганизации республики для скорейшей постановки диагноза пациентам и начала лечебных мероприятий.
В период высокой востребованности рентгенологическое отделение работало в трёхсменном режиме без выходных и праздничных дней. Проведено 15627 компьютерных томографий лёгких, выявлено 5694 вирусных пневмонии. Были разделены потоки пациентов с подозрением на Covid-19 и остальных пациентов, выделены отдельные входы для разных потоков. Налажена постоянная обработка всех поверхностей специальными средствами, весь Центр был укомплектован аппаратами для обеззараживания воздуха – дезарами. Благодаря этому не прекращалось проведение МРТ-исследований, в том числе трудоёмких (это с контрастным усилением, исследования детям с введением наркоза и МРТ-ангиография), их было проведено 5000.
Остальные отделения РДЦ, приостановившие свою работу в пик пандемии во время режима самоизоляции, после возобновления обычного режима работали с повышенной нагрузкой. В 2020 г. принято более 500000 пациентов, проведено около 1,2 млн диагностических исследований, в стационарах лечение получили около 3 тысяч человек.
Нужно отметить наших сотрудников, особенно лабораторного, рентгенологического отделений и регистратурно-диспетчерского отдела, наряду с другими сотрудниками. Они проявили лучшие человеческие качества и патриотизм.
Помогла оперативность
– Какие проблемы есть у центра и как вы их решаете?
– Первоочередной задачей было повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в РДЦ. Цель всех проводимых преобразований – создание комфортных условий для пациента и врача.
Второй год мы внедряем в ежедневную работу бережливые технологии. Было успешно внедрено 6 проектов, реализацию которых приняли и высоко оценили кураторы из госкорпорации «Росатом». Активное внедрение принципов бережливых технологий в ежедневную работу помогало оперативно реагировать и перестраивать работу в изменяющихся условиях.
Результатом этой работы стало сокращение очередей и эффективное распределение потоков в регистратуре, уменьшение времени ожидания медицинской услуги за счёт более интенсивного использования аппаратуры. На всех востребованных методиках оборудование работает в две и три смены. (См. таблицу.)
Хочется отметить, что много внимания уделяется информатизации всех рабочих процессов, для этого сделано следующее:
– оборудовано 105 автоматизированных рабочих мест врачей для ведения электронной медкарты пациента;
– внедрена лабораторная информационная система для автоматизации рабочих процессов лабораторного отделения;
– полностью автоматизирована работа регистратурно-диспетчерского отдела (29 рабочих мест регистраторов для записи пациентов на приём к врачам);
– организована предварительная запись, 6 рабочих мест кол-центра для записи пациентов на приём к врачам по многоканальному телефону;
– два оператора занимаются обработкой электронных направлений на КТ- и МРТ-исследования;
– оборудовано четыре рабочих места по отправке результатов диагностических исследований в МО республики;
– налажена система маркировки и учёта лекарственных средств;
– внедрён сервер хранения медицинских изображений, что позволяет хранить результаты исследований и делать их доступными для врачей-клиницистов.
Победы и награды
– Какие требования Вы предъявляете к уровню компетенции Ваших сотрудников?
– Наши врачи – специалисты высокой квалификации, принимаются на работу в результате конкурсного отбора. Большое внимание в РДЦ уделяется вопросу повышения квалификации медицинского персонала. Все врачи прошли тематическое усовершенствование на базе ведущих российских и зарубежных клиник, регулярно участвуют в российских и международных конгрессах и конференциях.
РДЦ – база для повышения квалификации врачей медицинских учреждений Республики Дагестан. Профессора РМАПО проводят здесь выездные семинары по повышению квалификации врачей по ультразвуковой диагностике, эндоскопии, функциональной и лабораторной диагностике.
Врачи активно занимаются научной деятельностью, проходят курсы повышения квалификации и обучаются в онлайн-школах, участвуют в конференциях и конгрессах.
Врач РДЦ победила в международном конкурсе клинических стажировок Европейской академии неврологии и получила сертификат на шестинедельную стажировку в Лондоне. Ещё одна победа – в конкурсе на участие в школе головной боли среди неврологов России в г. Москве. Опыт работы наших врачей и результаты исследований получили отражение в статьях, публикуемых в центральных и региональных профильных изданиях.
В 2020 году 24 медработника были отмечены Почётными грамотами, благодарственными письмами главы Республики Дагестан и Министерства здравоохранения Республики Дагестан, врач РДЦ стал победителем конкурса «Лучший врач Российской Федерации», три врача стали победителями конкурса «Лучший врач Республики Дагестан», два врача получили звание «Заслуженный врач Республики Дагестан», один врач награждён Почётной грамотой Министерства здравоохранения РФ.
– Очень важен ведь и уровень оборудования, на котором работают врачи. Как обстоит дело с его обновлением?
– За последние три года значительно укрепилась материально-техническая база Центра: отделения дооснащены новым диагностическим оборудованием экспертного класса. Введено в эксплуатацию 40 единиц оборудования, в том числе суперсовременные аппараты компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, цифровой рентгеновский аппарат и цифровой маммограф с функцией томосинтеза, эндоскопическое и ультразвуковое оборудование. Консультативная поликлиника укомплектована комплексом современных многофункциональных аппаратов для работы офтальмолога и отоларинголога.
Загруженность всего оборудования составляет 100% при двухсменном режиме работы. Востребованные методики работают в три смены.
В Республиканском диагностическом центре произведены серьёзные преобразования для повышения доступности медицинских услуг, оказываемых населению республики. Учреждение практически полностью перешло на новую модель работы.
Сегодня в Республиканском диагностическом центре делается всё для улучшения доступности и качества оказания медицинской помощи.