Не первый год успехов добивается педагогический коллектив сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова. Вот и теперь он успешно прошёл конкурсный отбор Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование» и получил грант на создание образовательно-производственного центра.
О том, что сегодня делается для подготовки специалиста, отвечающего требованиям работодателей, создания эффективной методики преподавания, развития материально-технической базы, рассказал директор сельскохозяйственного колледжа Рашид Аташев.
Уходим от стереотипов
– Рашид Саидович, насколько перспективны специальности, связанные с АПК?
– Подготовка специалистов для сельского хозяйства как в республике, так и в стране, особенно на фоне санкций сегодня как никогда актуальна. Сейчас много внимания уделяется возрождению, восстановлению и развитию сельского хозяйства, а без специалистов в данной отрасли это сложно. АПК испытывает нужду в квалифицированных кадрах, но молодёжь, в целом, без энтузиазма воспринимает перспективу работы в агросекторе. Долгое время складывался стереотип, что работа в данной отрасли всегда связана с высокими физическими нагрузками, низкой зарплатой и общей бытовой неустроенностью. Однако время не стоит на месте. Меняется ситуация и в АПК. Надо понимать, что конкурентоспособный специалист – не только «продукт производства» конкретного учебного заведения, но и личность, которая владеет определёнными качествами. Хочу отметить, что наши сегодняшние выпускники в процессе учёбы получают достаточно знаний и навыков. Профессии, связанные с агросектором, сохранят актуальность и в будущем.
– Конкурентоспособны ли ваши выпускники?
– Здесь учатся дети практически из всех районов Дагестана. К примеру, в 2021 году на конкурсе в Татарстане среди представителей учебных заведений с сельскохозяйственным направлением студенты нашего колледжа по профессиям эксплуатации сельхозмашин были среди лучших. Уже пятый год подряд мы подтверждаем успехами на различных конкурсах качество нашего образования. Был такой случай, что из Татарстана лучший студент сельхозколледжа по данному направлению посетил наше учебное заведение для сравнения полученных знаний. Здесь на организованном конкурсе он занял лишь четвёртое место. Все три призовых места были за студентами нашего колледжа.
– За счет чего удаётся добиться успеха?
– Прежде всего, руководитель учебного заведения должен правильно выбрать и определить стратегию развития, искать дополнительные источники финансирования, правильно распределять фонды. В частности, от моей успешной деятельности во многом зависит успех и престиж колледжа.
Нам удалось создать собственное учебно-опытное хозяйство, которое стало важным конкурентным преимуществом. Это позволило нам не только на практике обучать студентов основам будущей профессии, но и получать доходы от коммерческой деятельности, которые идут на развитие материально-технической базы. Так, сегодня наше учебное заведение зарабатывает около 7 млн рублей в год. Это, может, и не такие большие средства, но они помогают заниматься обслуживанием и ремонтом технической базы, идут на ремонт учебных помещений, приобретение необходимой для обучения студентов спецтехники. Последние несколько лет мы побеждаем на различных региональных и всероссийских конкурсах. Не так давно подведены итоги республиканского конкурса, где мои дети, как я называю студентов, победили в нём по 6 рабочим профессиям. Среди северокавказских республик сельскохозяйственный колледж им. Ш. И. Шихсаидова признан лучшим. Всего в СКФО более 140 аналогичных учебных заведений.
Будущее страны – сельское хозяйство!
– По каким специальностям идёт подготовка в вашем колледже?
– Когда я возглавил учебное заведение, сразу же на пять лет расписал программу его развития – на 2014–2019 годы. Сегодня обучение проводится по 13 рабочим профессиям аграрного сектора и 4 специальностям: мастер сельскохозяйственного производства; младший ветеринарный фельдшер; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования; мастер животноводства; агрономия; сварщик; пожарный; автомеханик; мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; пчеловод; земельно-имущественные отношения; мастер по обработке цифровой информации; повар; кондитер; портной.
Большая часть профессий сельхозотрасли, так или иначе, связана с производством продуктов питания. Нужно понимать, что благосостояние региона, страны, а также граждан напрямую связано с уровнем развития аграрного сектора. Сельское хозяйство – это, прежде всего, обеспечение населения продовольствием. Нужно также не забывать, что от аграрного сектора сильно зависит инфраструктура сельской местности, обеспечение сельчан рабочими местами.
– Колледж прошёл конкурсный отбор Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование».
– Да, действительно. На днях пришло сообщение, что мы выиграли грант на подготовку рабочих кадров для сельского хозяйства. Теперь готовим документы на дальнейшее развитие колледжа, чтобы представить их комиссии. Федеральная субсидия в размере 100 млн рублей будет направлена на формирование образовательно-производственного центра на базе сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова. Главная цель центра – целенаправленное обучение рабочих кадров. Согласно федеральному проекту на базе 70 колледжей-победителей из 42 регионов России в 2022 году планируют создать образовательно-производственные центры, представляющие собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.
Проект направлен на удовлетворение потребности отраслевых рынков труда и конкретных организаций и предприятий работодателей, являющихся заказчиками специалистов данного профиля, что, в свою очередь, обеспечит гарантированное трудоустройство выпускников согласно полученному профилю.
– Впереди новый набор студентов. Какие планы в этом направлении вы строите?
– Уже идёт подготовка к приёму абитуриентов. Проводится работа по изменению системы подготовки кадров. Как вы знаете, в стране проводится реформа колледжей – сокращение сроков обучения в колледжах.
Так, в рамках программы «Профессионалитет» по ряду специальностей сроки обучения студентов будут сокращены в полтора-два раза. При этом выпускники колледжа получат обычные дипломы о среднем профессиональном образовании. Сокращение сроков обучения будет проходить за счёт интенсификации и практико-ориентированного подхода.
Нужно отметить, что срок учёбы сокращается не по всем направлениям и программам. Изменения не затронут время обучения по программам углублённой подготовки повышенного уровня.
В СКФО наш колледж станет экспериментальным в этом плане. Программы учреждений среднего профессионального образования (СПО) меняются для того, чтобы максимально сблизить их с экономическими потребностями субъектов. Главные задачи реформ – значительное сокращение сроков обучения студентов, вместе с тем максимально прикладной характер программ обучения, ну и одна из важных составляющих – ориентация на реальные потребности рынка.
Где растёт «Анжелина»?
– Оказывает ли содействие колледж в трудоустройстве выпускников?
– В колледже ведётся система учёта выпускников. Я слежу за их судьбами, о многих знаю, мы помогаем с трудоустройством. К примеру, у меня на сегодняшний день заявки из 14 регионов России. Сейчас есть предложение от Невского судостроительно-судоремонтного завода. Там готовы принять до 200 человек. Обеспечивают они своих сотрудников семейным общежитием, выплачивают хорошую зарплату, организовано у них бесплатное питание. В наличии заявки из Тамбовской, Астраханской областей, Краснодарского края. Всем нужны специалисты. Сюда обращаются, потому что наше учебное заведение зарекомендовало себя как СПО, выпускающее подготовленных, хороших специалистов.
В Дербентском районе реализуется проект по закладке суперинтенсивного и интенсивного сада «Анжелина». На заложенных участках организовано прохождение сельскохозяйственной производственной практики студентов нашего колледжа.
У нас договор с данной компанией с 2020 года, согласно которому студентам обеспечены проживание, трёхразовое питание и выплачивается зарплата.
Мы стараемся, чтобы колледж стал для молодого человека стартовой площадкой для работы. Студенту дают понять, что, действительно, нет ничего невозможного, всего можно достичь своими усилиями, знаниями, навыками.
– Сколько выпускников выходят из стен колледжа ежегодно?
– Более 400 человек. В минувшем году колледж окончили 411 студентов. Трудоустроили мы из них 109 человек. Самозанятых из общего выпуска – 107 человек. Есть те, кто продолжил учёбу в вузах. Кроме того, призваны в армию из прошлогоднего выпуска 117 человек.
Всего за годы функционирования колледжа подготовлено более 45 тысяч молодых специалистов. Здесь к услугам обучающихся
24 учебных кабинета, 7 мастерских для проведения лабораторно-практических занятий, спортивный зал, библиотека, благоустроенное общежитие на 120 мест, медпункт, столовая. Тракторно-машинный парк оснащён современной техникой, есть учебное хозяйство, автодром.
У нас имеются 90 гектаров земли, на которых расположены трактородром, автодром для большегрузных машин, коровник, абрикосовые сады, теплица строится, есть рыбный пруд, где разводятся сазан, белый амур и карп. Голодным не останется никто (улыбается).
На правах рекламы