Грязная работа. Кто наведёт порядок на улицах наших городов?

Махачкала продолжает ликвидировать последствия январского «мусорного коллапса» (подробнее см. в №3 «АиФ Дагестан» и на сайте dag.aif.ru). На сей раз руками простых дагестанцев. Почему месяца не хватило для уборки и кому грозят «посадки»?

   
   

Сами мусорили – сами и убирайте?

В городе 6 и 7 февраля прошли массовые субботники, в которых приняли участие около трёх тысяч человек. Как выяснилось, на уборку приехали даже жители Унцукульского, Дахадаевского, Карабудахкентского, Каякентского, Хасавюртовского, Хунзахского и Казбековского районов. «Наведём порядок общими усилиями», – пообещал первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Дагестана Заур Римиханов. Вот только не все оказались рады такой «очистительной акции».

«Работаю в бюджете, вызывают на работу, чтобы мы провели субботник на территориях школ. Средств защиты работодатель не выдаёт. Почему я должна грести отходы руками и лопатой, дыша тем, что поднимается с земли? Мне в конце концов не 20 лет, чтобы участвовать в принудительных субботниках», – возмущается преподаватель одной из школ Махачкалы, попросившая не называть её имени.

По информации нашего источника в администрации города, учителей и библиотекарей действительно настойчиво просили выйти на улицы города и убрать горы мусора. Вот только непонятно, почему эту грязную работу должны выполнять не сами чиновники, допустившие «мусорный коллапс», а педагоги? Учителя всё стерпят?

«Мы приучаем детей не выбрасывать мусор где попало. А теперь ещё и делаем грязную работу за регоператора. Плюс платим за вывоз мусора ежемесячно. Почему нас так унижают?» – продолжает преподаватель старших классов.

«Если что-то случится с сотрудником до или после субботника, например, произойдёт заражение тем же коронавирусом, на кого ляжет ответственность? Это ответственность местных властей и управляющих компаний. Не можете наладить работу дворников – выходите сами и убирайте», – считает общественница Асият Османова.

Мы попросили прояснить ситуацию Минприроды Дагестана.

   
   

«Такого плана субботники, конечно, уже не будут проводиться. Вообще, инициатором был глава Унцукульского района Иса Магомедов, который призвал подключиться к нему и другие муниципалитеты. Субботник – это разовая акция. К концу этого месяца вопрос должен решиться с вывозом мусора, тем более у нас постепенно появляется техника. Министерство на год заключило соглашение по уборке мусора с двумя организациями: МБУ «Махачкала-1» и МБУ «Горсервис». Они уже приступили к работе. Поскольку техники не так много, дело движется чуть медленнее. Дальше они будут работать в штатном режиме», – рассказала «АиФ Дагестан» пресс-секретарь Минприроды РД Разибике Гаджиева.

Дело за делом. Уголовным

Тем временем история с мусором получила продолжение в виде уголовных дел. В халатности подозревают бывшего министра природных ресурсов и экологии Набиюлу Карачаева, в мошенничестве – бывшего гендиректора управляющей компании «Лидер» Дмитрия Зуева и и. о. гендиректора Мурада Гаджимагомедова (эта компания оказывала услуги по вывозу мусора. – Прим. авт.).

«Из-за их попустительства услуги по вывозу ТКО не отвечали требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей и населения в целом. Нарушалось право жителей Махачкалы и Каспийска на благоприятную окружающую среду: улицы оказались просто завалены мусором. Плюс ко всему это лишило республику возможности получения денежной компенсации за неисполнение обществом обязательств», – подчеркнули в СУ СК по РД.

По версии следствия, с января по декабрь 2020 года Зуев и Гаджимагомедов совместно и другие лица из УК «Лидер» и «Новый город-2» вывозили и хоронили отходы в селе Агачаул Карабудахкентского района. Земельный участок не был обу­строен для этих целей. За счёт обмана и неисполнения условий соглашений, заключённых с Министерством природных ресурсов, они присвоили в общей сложности более 235 миллионов рублей, полагают в СК.