Расписали как надо. Удалось ли ликвидировать трёхсменку в школах?

Минобрнауки Дагестана отчиталось о полной ликвидации трёхсменного обучения в школах. В прошлом году по такому режиму учились дети в 33 учебных учреждениях региона. Наиболее сложная ситуация была в Махачкале – там насчитали 15 школ с трёхсменным режимом обучения. Изменилась ли ситуация, выяснил «АиФ-Дагестан».

   
   

Перекроили часы

Напомним, президент России Владимир Путин поручил полностью отказаться от учёбы в три смены в российских школах к 2023/2024 учебному году. И вот в Дагестане отрапортовали – на двухсменный режим к началу года были переведены последние 33 школы.

«Сделать это удалось благодаря привлечению дополнительных помещений (рекреаций), укомплектованию расписания и переводу некоторых предметов на дистанционный режим. Сегодня позже 19.00 занятия не заканчиваются ни в одной из этих 33 школ», – сообщил министр образования и науки региона Яхья Бучаев.

Чтобы исключить риск возвращения трёхсменки, в регионе планируют ввести в строй 33 школы. 19 из них уже начали строить благодаря выделенной субсидии из федерального бюджета и региональным средствам. По оценкам министерства, необходимо строительство ещё 15 новых школ в Махачкале и Каспийске. Это города, где наблюдается демографический прирост населения.

Опрошенные корреспондентом «АиФ» родители и учителя в Махачкале и пригородах, Хасавюртовском районе усомнились, что проблема решена.

«На бумаге официально у нас двухсменка, но часы подогнаны так, что по факту это трёхсменка, – говорит Марият Ахмедова, чьи дети ходят в школу №22 в Махачкале. – Чтобы решить проблему, увеличили нагрузку для начальных классов: вместо 5-дневки сделали 6-дневку».

Племянницы Магомеда Расулова ходят в СОШ №41 в посёлке Загородный. Он считает, что в учебной жизни девочек ничего не изменилось: «Ученики начальных классов ходят с 7.30 до 11 часов, другие с 11.00 до 15.00, 6–7 классы с 15.00 до 19.00. И где тут, скажите, ликвидация?»

   
   

По словам родителей, также трёхсменки остались в школах № 6, 9, 12, 50, 56.

Носом в тетрадку

Родители учащихся и педагоги всё понимают: население растёт быстро, школы так же быстро строить не успевают, и говорить о полном устранении трёхсменки пока рано.

«К сожалению, проблема трёхсменного обучения стоит в нашей республике достаточно остро. Какую отдачу можно получить от ребёнка, который учится до 7-8 вечера? Думаю, никакой, – говорит педагог одной из школ Махачкалы Ольга Сулейманова. – 33 часа в пятидневную неделю – это два дня по 6 уроков и три дня по 7 уроков. На последних уроках они уже не слушают тему, не потому что не хотят, а потому что не могут. Этим наносится вред психическому и физическому здоровью детей», – заключила педагог.

Кстати
Республика стала лидером по количеству строящихся объектов образования среди субъектов России – построено 158 объектов образования, из них 103 школы и 55 детских садов. В прошлом году был проведён капремонт в 191 школе.

Социальный педагог Эльза Бегеева:

«Педагог одной школы рассказала мне, что их ученики уже четвёртый год обучаются в три смены. Третья – это так называемая подсменка. Обу­чение проходит между первой и второй сменами. Моё мнение как психолога, социального педагога – трёхсменка может быть только вынужденной, крайней мерой.

Чем она плоха? Она негативно сказывается на качестве образования, учащиеся школ с трёхсменной системой (по сравнению с двухсменной) получают на 20% меньше учебных часов. Такая практика создаёт дискриминацию и нарушает права детей.

Она отрицательно влияет на здоровье и безопасность школьной среды, увеличивая рост заболеваемости среди детей и число прогулов. Представьте, ребёнок приходит в 8 вечера. Ест и сразу садится за уроки. Сидит до 12 ночи, а то и больше. Утром – синяки под глазами, апатия, нервозность. Нет настроения и желания учиться. Нет никаких плюсов в двух-трёх сменах.

Дети должны учиться в первую смену. Учение – это огромный труд и нагрузки, наиболее благоприятное время для этого утро, когда организм бодр и активен. И у учителей в том числе».

 

Подписывайтесь на наш канал в «Дзене»