Чем хорошо современное образование? Рассказывает лучший учитель Дагестана

Конкурс «Учитель года – 2022» проводится в рамках празднования Года образования в республике. А за звание лучшего регионального учителя в текущем году поборолись 545 учителей. Участниками регионального этапа стали 55 победителей муниципального тура. После ряда испытаний были определены пять финалистов и победители номинаций.

   
   

Учителем года в Дагестане в 2022 году стала преподаватель русского языка и литературы многопрофильного лицея № 14 г. Каспийска Олеся Петрова, которая представит республику на федеральном этапе конкурса. Первое интервью после победы педагог дала «АиФ Дагестан».

Что нравится детям?

Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Олеся Васильевна, что для вас значит эта победа? Ожидали ли вы, что станете лучшим учителем Дагестана?

Олеся Петрова: – Для меня победа в кон­курсе «Учитель года Дагестана – 2022» – очень большая ответственность перед всей нашей республикой. У нас, действительно, есть много хороших педагогов, профессиональных методистов, есть чем гордиться. Быть лучшим из них почётно. Но большей наградой для меня стала не столько победа в самом конкурсе, сколько победа в номинации «Признание ученического жюри», когда учащиеся выбрали меня как педагога. На вопрос, ожидаемо или неожиданно, не могу ответить однозначно, скажу, что целенаправленно шла к результату, планировала, работала, действовала. Каждый этап был своего рода ступенькой. Есть выражение: «Путешествие длиной в тысячу миль начинается с первого шага». Мой первый шаг был сделан в 2011 году, когда я переступила порог школы. Конкурс – некий итог десятилетнего опыта работы.

– Это достижение повлияет на вашу карьеру?

– Я не думаю, что получение звания влияет на карьеру. Больше влияет сам конкурс. Проблематизирует. Ставит в рефлексивную позицию. У меня появилось много идей и планов, которые пока я не буду раскрывать (улыбается).

– Учитель – это творческая профессия. У вас есть свои проекты и методы с детьми?

   
   

– Одинаково люблю два своих предмета – и русский язык, и литературу. И два эти предмета про творчество. Для меня важно организовать такие условия, где учащийся смог бы создать свой образ мира и себя в нём. Из современных инструментов использую технологию формирующего оценивания, методы исследовательской деятельности, технологию критического мышления. Люблю разного рода литературные гостиные, театрализации, погружения в эпоху. И детям тоже это очень нравится. Вот, к примеру, в октябре 2021 года организовали на день лицеиста Пушкинский бал, никто не остался равнодушным.

Инновационную деятельность всегда приветствую, с удовольствием занимаю позицию разработчика. На моём счету несколько реализованных грантовых проектов, один из любимых «Театральный дворик in English», в рамках которого мы создали интерактивное пространство, учащиеся стали участниками театра на английском языке и поставили три спектакля.

– Почему вы выбрали работу с детьми? Труд ведь не из лёгких.

– Не могу сказать, что с детства мечтала стать учителем. Скорее моё профессиональное самоопределение произошло интуитивно. Мама – воспитатель, бабушка – учитель, прабабушка – учитель, сёстры – учителя. Чувствую, что получается, чувствую, что самореализуюсь. Оттого и не трудно, когда чувствуешь, что ты на своём месте.

– У молодого педагога возникают проблемы с субординацией?

– Мне 33 года. Проблем с субординацией у меня не возникает. Я уважаю каждого ребёнка, в каждом вижу личность, готова услышать, понять позицию другого. Учащиеся это ценят и отвечают взаимностью.

Фото: Из личного архива

Кто покупает знания?

– Времена меняются, может, и роль учителя в XXI веке изменилась? Какие новые цели должен ставить перед собой преподаватель, когда он уже не является единственным источником знаний?

– Конфуций писал: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Эту фразу часто употребляют, говоря о ФГОС второго поколения, о системно-деятельностном подходе, о том, как важно дать учащемуся инструменты, с помощью которых он сможет работать с информацией. Это всё про метапредметные результаты, универсальные учебные действия, про компетенции, гибкие навыки, формирование которых – одна из значимых задач образования. Сегодня педагог – это и модератор, и навигатор в информационном пространстве. К тому же за метапредметностью необходимо не потерять содержание – предметные знания. Это две линии, которые идут в связке.

– Ожидание от профессии и реальность сильно отличаются?

– Часто в жизни я говорю: «Чтобы не разочаровываться, нужно особо не очаровываться». Я реально смотрю на школу, на образовательный процесс, не строю иллюзий. Школа – это жизнь, это про жизнь. А жизнь интересна и непредсказуема. Я не жду чего-то заоблачного. Искренне радуюсь и довольна, когда цели достигнуты.

– Часто можно услышать о том, что в Дагестане покупают себе золотые медали, дипломы, как с этим, по-вашему, бороться? И кто виноват? Неужели всё так плохо в образовании, что приходится покупать себе знания?

– Я всё-таки считаю, что это больше стереотип. Внешние оценочные процедуры – государственный итоговый экзамен – дают возможность увидеть реальную картину, получить объективную оценку. Если внимательно ознакомиться с результативной базой республики, то можно увидеть не только качество образования по оценочным процедурам, но и то, сколько здесь талантливых ребят, сколько победителей во всероссийских и международных конкурсах. Может, отдельные прецеденты есть, но здесь вопрос не только к тем, кто готов за деньги что-то продать, но и к самим родителям, которые готовы купить. Образование – это основа. Образование – это многовековой опыт, без которого невозможно созидать. И здесь вопрос про будущее, которое мы хотим нашим детям.

– Многие мои знакомые учителя хотят хорошего будущего своим ученикам и считают, что систему ЕГЭ следует отменить и вернуться к советскому образованию. Каково ваше мнение относительно этого?

– Я готовлю и к ОГЭ, и к ЕГЭ, и к итоговому сочинению, и к собеседованию. На мой взгляд, все эти оценочные процедуры дают возможность проверить знания, умения, навыки учащегося многопланово: и грамматику, и орфографию, и пунктуацию, и культуру речи, связную речь. Сегодня формат ЕГЭ – это не просто тест, это задания с открытыми ответами, это сочинение, рассуждения. ЕГЭ даёт возможность объективно оценить учащегося, а также не «задваивает» процедуру сдачи экзамена.

– Можно ли сказать, что вы придерживаетесь традиционной учебной программы или стараетесь вносить что-то новое в неё?

– Стремлюсь, чтобы знания учащихся были прочными, глубокими. Работаю над содержанием предмета. Есть свои способы развития связной реки, концепция проведения учебного исследования, методика написания сочинений. Учу работать со словом, красиво говорить, выражать мысли, доносить идеи, слушать и слышать.

Фото: Из личного архива

Где хуже или лучше?

– Как вам кажется, в чём разница между современными детьми и детьми вашего поколения?

– Современные дети более мобильны, у них широкий кругозор, они мыслят по-другому. Хочется отметить высокую познавательную активность при правильно организованном образовательном процессе. Современные подростки стали более амбициозными, рассчитывают на достижение более высоких целей. Меня учили хорошие педагоги. В школе, где я училась, уже тогда применяли компетентностный подход. Только об этом много не говорили. Но именно в школе меня научили работать с информацией, научили проектировать, исследовать, заложили ценности и ориентиры.

– Есть мнение, что сейчас образовательная программа хуже, чем была раньше. Действительно ли есть большая разница между обучением?

– Да, программа другая. Я не очень люблю оценки «хуже» или «лучше». Здесь нужны критерии оценивания и сравнения. Программа нацелена на достижения трёх видов результатов: личностных, метапредметных, предметных. В связи с чем необходимо выстраивать так образовательный процесс, чтобы достичь эти результаты. И в этом у многих педагогов возникают сложности, так как нужно занять другую позицию, поменять подход. Если выстроить для себя систему работы, определить инструменты достижения этих результатов, проблем не будет.

– Насколько активно вы на своих уроках боретесь с телефонами и планшетами? Или, по-вашему, в этом нет особой проблемы? И вообще надо ли с этим бороться, ограничивать детей в использовании гаджетов?

– Не борюсь совсем. Если урок правильно организован, на нём 100% занятость и каждый заинтересован в результате, нет ни времени, ни желания посидеть в телефоне. Иногда телефон даже полезен как средство обратной связи. Необходимо не бороться с телефонами, а работать над атмосферой на уроке, работать над тем, чтоб урок был увлекательным.

Тем временем
Призёрами конкурса стали учитель химии и биологии из Каякентского района Фатима Магомедова, учитель изобразительного искусства из Махачкалы Асият Кабукаева, учитель английского языка из Буйнакска Рашия Османова и учитель английского языка из Махачкалы Шуайнат Хаштихова.