Духовная безопасность

   
   

Риски и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в разрезе духовной жизни общества возрастают из-за геополитического соперничества.

Они  не менее значимы, чем военно-политические, экономические и экологические угрозы. Духовная безопасность самая уязвимая с точки зрения деструктивного внутреннего и внешнего воздействия. И если мы желаем обеспечить ее, то особое внимание следует сосредотачивать на защите общественного сознания современного российского социума.

Остановить деградацию

В утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537 «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» говорится, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности страны являются стратегические национальные приоритеты. И они определяют задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований. Решение этих задач направлены на создание  безопасных условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществить устойчивое развитие страны, сохранить территориальную целостность и суверенитет государства.

Безопасность в обществе – неотъемлемая часть благополучия социума, а духовная безопасность заключается в защите личности от деструктивного воздействия различных факторов.

Для личности особую важность имеют духовные ценности, ибо каждый человек является системой социально значимых качеств и его индивидуальность зависит от меры овладения социальными ценностями и способности реализовать их. Духовной сфере по сравнению с экономической и политической сферами уделяется мало внимания. А ведь ее деградация, низкое качество социокультурной среды становились причиной гибели цивилизаций и государств.

Духовную сферу искажают механизмы, которые манипулируют человеческой свободой. Определение свободы в моральной философии можно рассматривать с различных точек зрения.

   
   

Свобода или воля?

То, насколько свободна воля человека, зависит от внешних и внутренних условий среды, в которых человек живет. То есть зачастую потребности и воля большинства становятся личными желаниями человека.

Поэтому среда, запросы среды и мотивационные аспекты оказывают влияние на формирование и функционирование личности.

И особое место в жизни людей занимает социокультурная среда. Она является одним из критериев цивилизованности общества, выступает источником и фактором исторического развития. А также частью оборонной мощи государства.

В то же время государство ответственно за формирование общественных представлений о направлениях и перспективах развития. И через свои институты формирует общественное сознание, можно сказать, выращивает общество, которое соответствует идеалам и целям государства.

Геополитические и геоэкономические катаклизмы, которые происходят в мире, спровоцировали рост числа конфликтов в различных регионах. И заставляют задумываться о судьбах отдельных наций, народов, государств и обществ.

Сложность решения обозначенных проблем в России предопределена тем, что в мире нет федераций, сопоставимых с Россией по количеству субъектов, а также многонационального общества. Тем более каждое этническое общество в нашей стране имеет свою историю, богатую культурно-этническими особенностями и духовностью. Это создает особую ситуацию в РФ, и для обеспечения ее устойчивости необходимы новые способы управления.

Житейские ценности

На общероссийскую ситуацию в духовной сфере на Северном Кавказе, и в частности в Дагестане накладывается свой отпечаток. Дагестан – уникальнейший регион Северного Кавказа, богатый, прежде всего своими традициями, культурой, обычаями, нравами. Бесценным достоянием народа являются условные ценности, в которых заключены главные житейские правила – быть честным, добрым, милосердным, трудолюбивым, чтить старших, любить свой аул, Родину.

Неписаный этикет горцев «Кодекс чести» всегда являлся внутренним нравственным стержнем дагестанца, а общественное мнение, одобрительное или осуждающее, – верным стимулом к действию.

Сегодня мы сталкиваемся с проблемами коренного изменения взглядов на духовно-нравственные ценности своего народа и всего человечества. Сейчас сложилась система, ориентированная на материальное обогащение и способы его достижения. Когда каждый сам за себя, когда важнее известность или толщина твоего кошелька, чем поиск и осуществление предназначения своей жизни, работа для блага ближних и Родины.

В обществе все чаще можно наблюдать проявление личных амбиций противоборствующих сторон. Самовыпячивание порою занимает первоочередное место в деятельности людей. Даже инструменты, механизмы органов власти и управления в большей степени направлены на удовлетворение интересов не абстрактной личности, общества и государства, а сугубо отдельных личностей, классов и групп. Способом формирования кадров в органы управления и власти стала организация команд, когда во главу угла ставится слепая преданность интересам той или иной команды, возглавляемых одиозными индивидами. При этом ради достижения личностных интересов закрываются глаза на неправомерность действий, на нечистоплотность этих лидеров.

Необходимыми требованиями для реализации конституционных прав, равного доступа трудоустройства в органы государственной и муниципальной службы стали не компетентность, профессионализм, владение соответствующими знаниями и навыками, а «клятва» в преданности служить интересам лоббистов или работодателей.

В народе также перенимают данную модель поведения. Активная часть населения, подрастающее поколение, в первую очередь, пытаются создать для себя благоприятные материальные условия. При этом пренебрегают требованиями и, если так можно выразиться, параметрами, соблюдение и достижение которых и позволило называть земляков горцами, рушится на глазах то, что складывалось веками.

Поэтому сложившуюся ситуацию можно характеризовать как состояние духовного банкротства общества, наступлением духовной нищеты. Вот почему обеспечение национальной безопасности является одной из главных задач в деятельности государства.

И деятельность по обеспечению духовной безопасности должна пронизывать все слои общества, сферы деятельности органов власти и управления, а также все уровни и ветви власти. Главный ориентир духовной безопасности – это защита общественного сознания современного российского общества от деструктивного влияния сетевых войн (информационно-психологических, кибернетических).

Сохранение цивилизации

Проблема духовной безопасности упирается в отсутствие единой идеи национального развития. Духовный распад усугубляют социальная напряженность, экономический кризис, политическая нестабильность в стране.

Когда нет единых идей и ценностей, когда в обществе нет любви к Родине и отсутствует четкое представление о своем будущем, нет уверенности в завтрашнем дне, тогда и возникает духовная угроза для социума.

Тем более российское общество почти беззащитным оказалось перед идеологией насилия.

А экстремизм и терроризм, являющиеся той самой идеологией насилия, – это опасная «зараза», которая охватила общество. Любая вирусная инфекция легко поражает организм (в данном случае общество и государство) с ослабленным иммунитетом. А наше общество, растерявшее духовные ценности, очень больное. И оно, и наше государство просто охвачено разного рода вирусами!

Для оздоровления же необходима не только профилактика и терапия, а уже и хирургия, порою даже ампутация некоторых социально-негативных проявлений.

Духовная нищета наступает, потому что общество и государство находятся в политическом, социально-экономическом кризисе. А он наступает в связи с тем, что народ перестал чувствовать себя единым целым, отсутствует национальное самосознание, в обществе перестали присутствовать ценностные ориентиры.

Защита духовной сферы тесно связана с другими видами безопасности, особенно – экономической ситуацией. Ведь не каждый человек способен думать о духовности, когда в России ярко выражены социально-экономические проблемы и преобладающему большинству приходится думать лишь о том, как бы прокормить семью.

Все проблемы взаимосвязаны, и стоящие перед нашей страной и обществом, да и перед другими государствами, трудности не преодолеть без комплексных мер. К любой проблеме надо подходить и с философской, и с психологической, и с социально-экономической, и с политической, и с правовой и юридической точек зрения.

От решения обозначенных проблем зависит сохранение цивилизации. Поэтому сегодня, в условиях глобалистических стереотипов мышления и поведения, перед человечеством стоит задача – осмыслить чудовищные уроки истории и сберечь самое ценное, а именно безопасное существование человечества.

Смотрите также: