Четверть века прошла с событий августа-сентября 1999 года, когда боевики попытались вторгнуться в Дагестан. Нападение бандитов вместе с военными отбили жители республики. Среди них был и замруководителя агентства информации и печати региона Аслудин Магомедов. Он рассказал изданию «Молодёжь Дагестана» о своём участии в защите родного села Гагатли.
Хотели зайти в тыл войскам
На момент нападения боевиков Аслудин Салмирзаевич был капитаном милиции. Земляки регулярно сообщали ему о планах боевиков, возглавляемых братьями Басаевыми. Полученную информацию Магомедов передал в оперативной записке министру МВД Дагестана Адильгерею Магомедтагирову.
Капитана пригласили в кабинет к руководителю ведомства. Там уже был и замкомандующего Северо-Кавказским военным округом Владимир Булгаков. В их присутствии Магомедов повторил свой доклад. В нём говорилось, что бандиты готовят нападение 4-6 августа.
Ранним утром 7 августа около 2 тыс. боевиков, включая иностранцев под предводительством Хаттаба и уроженцев Украины и Прибалтики, вторглись в Ботлихский район Дагестана. Они разгромили небольшие милицейские посты и захватили сёла Ансалта, Рахата, Шодрода и Тандо. Всех сопротивлявшихся расстреливали.
Там террористы и остановились. Они ожидали крупного подкрепления с Ширвани Басаевым, которое подходило с севера. Отряд планировал через высокогорные сёла выйти в тыл федеральным войскам. Бандиты намеревались перерезать трассу Буйнакск - Ботлих и разрушить мост у села Муни, чтобы три района Дагестана оказались оторваны от остальной республики.
В день вторжения на совещании в Махачкале обсуждали, как дать отпор бандитам. Решили привлечь добровольцев из милиционеров. Уроженец села Гагатли Аслудин Магомедов не мог остаться в стороне и вызвался ехать на место в числе первых. Вместе с ним подняли руки его односельчанин Магомед Маджидов, выходец из села Ансалта Ахмадутдин Абсалутдинов и Хаджимурад Ахмедов из Шамильского района.
Вертолёт разорвало на части
Добровольцы прибыли в атакованный Ботлихский район на вертолёте. Из оружия у них был только автомат с подствольником и четыре рожка к нему. Спустя полчаса села ещё одна «вертушка». В ней находились депутат Госдумы Гаджи Махачев и несколько военнослужащих.
Магомедов понял, что идёт настоящая война, когда вертолёт разорвало на части после удара из гранатомёта. Стреляли со стороны горы Ослиное Ухо. Зная о планах боевиков пройти через андийские сёла, милиционеры отправились туда, к северу от районного центра.
Оказавшись в родном Гагатли, Аслудин Магомедов убедился, что его односельчане готовы дать террористам решительный бой. Так они решили на сходе. Жители вырыли окопы и подготовили огневые позиции, чтобы встретить бандитов Басаева во всеоружии.
Через неделю оборудовали новые позиции в четырёх километрах выше села в местности Речол, где предположительно должны были появиться боевики. Федеральные войска тогда ещё не подошли. Оборону держали 10 местных милиционеров и жители разных сёл. Под контролем ополченцев был отрезок примерно в 15 километров - от границы Гумбетовского района до перевала Харами.
Старейшины во главе с Арзулумом Исламовым встретились с террористами на горе Гун. Ширвани Басаев и представитель бригадного генерала Хункара Исрапилова Бекхан грозили жёстко подавить сопротивление ополченцев и уничтожить их. Селяне твёрдо ответили, что пропустят боевиков только через свои трупы.
Оружия не хватало
Боевики показались поблизости от Гагатли вечером 13 августа. Вместе с ними прибыли и грузовики с продуктами и оружием. Террористы окопались примерно в километре от села. На тот момент уже похолодало, местность накрыл туман и пошёл дождь. Тогда бандиты начали стрелять. Ополченцы отвечали из автоматов и охотничьих ружей.
Оборонявшиеся пошли на хитрость, чтобы разглядеть во тьме боевиков. Селяне поджигали покрышки и спускали их в сторону врага. Сражение шло всю ночь, ополченцы буквально не сходили с места. К утру басаевцы ушли, оставив на позициях много крови. По данным Магомедова, дагестанцам удалось убить около 20 террористов. Те поняли, что не смогут там пройти, и отступили вместе с раненым Ширвани Басаевым.
Отряды боевиков ещё несколько раз пытались пробиться со стороны перевала Харами. Местные жители стойко отбивали атаки, построив тройное кольцо обороны. Наверху позиции держали молодые селяне, дальше стояли жители постарше, на третьей линии находились женщины. Оружия у ополченцев было мало. Чтобы купить его, люди распродавали скот и машины.
Вскоре на подмогу к ополченцам прибыла большая группа федеральных войск во главе с командующим Северо-Кавказским военным округом Виктором Казанцевым и милиционеры Дагестана.
Местные жители с радостью встретили подкрепление. Женщины пекли горячий хлеб и готовили еду для прибывших военных и милиционеров.
Ещё до конца боевых действий в Дагестане побывал только что назначенный премьер-министр Владимир Путин. Он восхищался отвагой и мужеством местных жителей, не испугавшихся боевиков.
После того, как вторжение отбили, на сельском сходе в Гагатли решили наградить отличившихся на андийском участке ополченцев, но они отказались. Указом госсовета Дагестана от 22 мая 2000 года само село отметили почётной грамотой.
В 2019 году президент России Владимир Путин установил статус ветеранов боевых действий для ополченцев из Дагестана. Его пока получили не все участники тех событий.
ДОСЬЕ
Аслудин Магомедов. Родился в 1967 году в селе Гагатли Ботлихского района. Там же с отличием окончил школу. Окончил Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана и юридический факультет Дагестанского госуниверситета.
Службу в МВД начал с должности старшего инженера-программиста. Более 28 лет проработал в управлении по борьбе с экономическими преступлениями. После увольнения трудился замначальника управления в министерстве промышленности и торговли республики