Расследование обстоятельств мощного взрыва в Махачкале, который унёс жизни 35 человек, в том числе и детей, продолжается. Опознания тел проходят до сих пор. Как избежать подобных трагедий в будущем, выяснял «АиФ-Дагестан».
«Это было жутко»
Напомним, 14 августа на станции техобслуживания в посёлке Новокули (пригороде Махачкалы) произошёл пожар, огонь которого перекинулся на соседнее помещение, где хранилось удобрение аммиачная селитра – весьма взрывоопасное вещество. Прогремел взрыв. Пожар охватил и автозаправочную станцию, расположенную через дорогу. Погибли 35 человек, более ста – ранены.
В этой трагедии Раисат Муратова потеряла двух племянников, а их родители в тяжёлом состоянии лежат в реанимации.
«Мы до сих пор не можем прийти в себя. Они шли с моря домой, и случился взрыв. Дети – школьники ещё, умерли на месте, а родители попали в больницу. Я до сих пор на сердечных лекарствах. Для нас это страшное горе», – плачет собеседница.
Взрыв был такой мощности, что на следующий день волонтёры, разбирая завалы, собирали части тел.
«Нас было около 20 человек, – говорит доброволец Расул Магомедханов. – Зрелище было чудовищным. На крыше соседнего дома я нашёл тело без ног и головы. Стало плохо, но понимал, что надо собрать останки, чтобы похоронить. Потом нашёл кисти рук, кусок ступни, большой палец ноги. Части тел мы отдавали полицейским. Это было жутко».
По словам судебно-медицинского эксперта ГБУ РД «РБСМЭ» Заура Гаджилова, неопознанными остаются пять тел и останки.
«Работа по опознанию идёт полным ходом, следствие и специалисты делают всё возможное для этого», – сказал «АиФ-Дагестан» Гаджилов.
В больницах Махачкалы остаются 46 пострадавших от взрыва. Их состояние оценивается, в основном, как среднетяжёлое. Ещё 16 человек, в том числе троих детей, особо «сложных», лечатся в Москве.
Ни охлаждения, ни датчика
Место, где произошла трагедия, до сих пор оцеплено.
«Сбор улик продолжается. Дело расследуется», – говорят в Следственном комитете по РД.
Арестован первый подозреваемый – предприниматель и отец троих детей Эльдар Насрулаев, который был арендатором склада, где хранилась селитра. Он будет под стражей до 14 октября, сообщила пресс-служба Басманного суда Москвы.
Выяснилось также, что 39-летнего владельца АЗС Ибрагима Шамхалова, которую затронуло взрывом, восемь раз штрафовали за нарушение пожарной безопасности.
За все эти нарушения предпринимателя привлекали к административной ответственности по статье «Неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор». По каждому из нарушений ему грозило по 80 тыс. рублей штрафа.
Сам он утверждает, что соблюдал все требования МЧС. Благодаря этому после взрыва в автосервисе и пожара ни одна из его ёмкостей для топлива не взорвалась, даже та, которую взрывной волной отбросило в сторону.
Бейрут мог повториться?
После чрезвычайного происшествия власти республики начали проверять опасные производственные объекты. 21 августа было выявлено нарушение в селе Бабаюрт. 12 тонн аммиачной селитры хранилось вблизи двух АЗС, сообщили в МВД по РД.
«Недели не прошло с той страшной трагедии! 35 человек погибли! Не все жертвы ещё похоронены! И вот я узнаю, что в селе Бабаюрт на складе в 600 квадратных метров в жару хранится взрывоопасное вещество в непосредственной близости к двум АЗС!» – возмутился глава Дагестана Сергей Меликов.
По словам учителя химии Магомеда Магомаева, если бы в Бабаюрте случился взрыв с таким количеством аммиачной селитры, то повторения трагедии, которая случилась в Бейруте 4 августа 2020 года, было бы не избежать.
«Взрыв мог стать вторым по мощности в XXI веке. Аммиачная селитра требует особого хранения, особенно в жаркий сезон. В Дагестане температура превышает 43 °C. Именно поэтому необходимо внимательно относиться к хранению и транспортировке селитры. Трагедия в Махачкале показалась бы цветочками по сравнению с тем, что было бы в Бабаюрте, если бы взорвалось 12 тонн селитры. С такими веществами шутки плохи. Жаль, в Дагестане нет должного надзора в этой области», – заключил химик.
Предпринимателя, хранившего селитру с нарушением закона, уже привлекли к ответственности и оштрафовали, сообщили АиФ-Дагестан в прокуратуре республики. Ему вменили статьи «Нарушение правил пожарной безопасности» и «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Проверки соблюдения законодательства при размещении автомобильных заправочных и газозаправочных станций продолжаются. Ну а селитру вывезли в тепличный комплекс за пределы региона.
Жилые кварталы vs АЗС
Совершенно недопустимо строить заправки рядом жилой застройкой, считает бывший спасатель МЧС Игорь Абдуллов.
«Немыслимо, чтобы хранилось такое количество опасных веществ близко к домам. Любые происшествия на заправках сопровождаются страшными последствиями, в чём мы все убедились. Аммиачная селитра, плюс бензин и газ на одной заправке – это то, что требует повышенного внимания. В помещениях, где лежит селитра, должны соблюдаться особые правила хранения. Сами склады должны быть взрывоустойчивы», – поясняет экс-спасатель.
«Проблема в архитекторах и департаментах, которые давали разрешения на строительство, проблема в жажде наживы, коррупции, в беспределе в отношении народа, предпринимательства и градостроения. Вряд ли никто не знал, что хранить селитру в городском квартале, между станцией техобслуживания, где и сварка, и другие виды работы, и заправкой – это преступная халатность», – добавляет Курбаналиев.
Мнение
Адвокат Арина Омариева:
– Что мешало государственным органам раньше проводить контрольно-надзорные мероприятия? Нашли нарушения – штрафуют. А надо наказывать так, чтобы деньгами было не откупиться. Человек платил, но не устранял нарушения. Это как?
Я бы, как представитель закона, наказала и тех, кто допустил эту трагедию, кто не следил за устранением нарушений. Вместе с ними под суд отправила и предпринимателей за несоблюдение обязательных требований, в том числе в сфере пожарной безопасности. Конечно, несправедливо грести всех бизнесменов под одну гребёнку, но когда сотни простых жителей становятся жертвами их халатности, справедливо наказать всех, кто связан с трагедией.
Власти хотели облегчить жизнь предпринимателям, а они стали злоупотреблять доверием.
Надзорные мероприятия надо проводить не фиктивно, а реально выезжая на станции. Проверять всё от и до, читать все документы. Есть нарушения – обратиться в прокуратуру, чтобы приостановить работу станции, пока она не приведёт свою работу в соответствие с требованиями противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства, нормами обеспечения промышленной безопасности.