Кадры издевательств над воспитанником частного дошкольного учреждения обошли все социальные сети Дагестана. На видеозаписи педагог инклюзивного детского сада кричит и бьёт 5-летнего ребёнка. Зная, что ребенок не может ей ответить. В деталях этой шокирующей истории разбирался dag.aif.ru.
Неприятный сюрприз
На видео раздражённая воспитательница бьёт испуганного подопечного по лицу и шее, а когда мальчик пытается избежать физических атак, делает «воспитательный» пинок ногой ему вслед.
«Мы живём в Москве, но на лето решили приехать в Махачкалу, - говорит мама избитого мальчика Диана Мурклинская, - в мае устроили сына в негосударственный детский сад «Супердетки» для особенных детей, поскольку у него расстройство аутического спектра. Говорить он не умеет. В августе я заметила у него явное нежелание ходить туда - плакал, демонстративно снимал одежду перед выходом из дома, нервничал, начал грызть ногти и писаться в штанишки.
Мы списывали это на особенности его поведения, пока однажды я не пришла пораньше забрать малыша – думала устроить ему сюрприз. У входа в группу никого не было. Я несколько раз окликнула воспитателя, но никто не вышел. Зашла и увидела, как она, грубо держа моего сына за футболку, кричит «Рот закрой!».
Помимо этого, родительница заметила красные пятна на лице и шее малыша, который в истерике побежал к матери. Объяснить свои явно не педагогические действия воспитательница не смогла.
«В тот же вечер мы с мужем стали сверять факты и некоторые эпизоды, когда у сына появлялись синяки на ногах, ссадина на носу. Я решила свои догадки проверить. На следующее утро попросила показать записи камер видеонаблюдения. Администратор промотала кадры в надежде, что мы пропустим момент избиения, но я попросила включить именно то время, когда я пришла в детский сад, и увидела эпизод издевательства над ребенком, который даже не понимал, за что его бьют», - продолжает Мурклинская.
При этом нянечка спокойно пылесосит помещение, не реагируя на происходящее, и это наводит на мысли, что такое обращение с подопечными – в порядке вещей в «Супердетках».
«Воспитательницу не уволили – это вранье. Когда моя доверительница хотела зафиксировать на видео происходящее, сотрудники отняли у неё телефон, стёрли снятое, угрожали. Нам удалось запись восстановить. Обратились в региональный следственный комитет и прокуратуру. Случай неединичный – год назад был аналогичный инцидент, но дело замяли. Сейчас к нам обращаются родители, чьих малышей тоже били. Мы добивались рассмотрения дела по статье 117 УК РФ "Истязание", причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, однако дело завели по ст. 156 "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего"», - прокомментировала «АиФ Дагестан» адвокат семьи Мурклинских Фатима Алигаджиева.
Бизнес на детях?
В самом дошкольном учреждении слова родительницы опровергают.
«Всё, что нужно следствию, мы предоставили. Воспитательницу и нянечку, что стала свидетелем инцидента, мы уволили практически в тот же день. Это единичный случай – такого у нас никогда не было», - уверяет администратор детского сада.
В этом сомневается руководитель благотворительного фонда и мама особенного мальчика Бегум Багандова.
«В Дагестане много детей с расстройством аутического спектра, а специальных центров для них - один. Родителям приходится отдавать их в частные детские садики для особенных малышей, поскольку в государственные не возьмут. Некоторые бессовестные предприниматели, желая на этом нажиться, открывают дошкольные учреждения без специализированных педагогов. Очень много таких садов, центров развития, куда набирают сотрудников, которые не то что имеют какое-то узкопрофильное обучение для работы с такими детьми, но и вообще не имеют элементарного педагогического образования. И вот последствия налицо!
Как мать особенного ребенка и как человек, который работает с родителями таких деток, знаю эти истории напрямую из их уст. Но, увы, они не готовы идти до конца, выставлять на всеобщее обозрение свои проблемы или боятся публичности. У кого-то нет доказательств, кроме следов на теле и ухудшения психологического состояния у ребёнка. Это не первый случай жестокого обращения - для сотрудников садов такое обращение со своими подопечными – стандарт. Необходимо вести контроль в школах и садиках, регулярно проверять квалификацию сотрудников, проводить экзамены, проверку психики у специалистов и многое другое. Я об этой проблеме кричу на собраниях, совещаниях, встречах и на телевидении, но меня не слышат. Может, сейчас услышат?» - задаётся вопросом Багандова.
Комментарий
Социальный педагог Эльза Бегеева:
По разным данным, от 22% до 70% детей с инвалидностью подвергаются тем или иным формам насилия. Дети с интеллектуальными нарушениями в два раза чаще страдают от физического и сексуального насилия, чем те, кто без инвалидности. Я понимаю, почему некоторые воспитатели и семьи начинают прибегать к физическим наказаниям. Ведь они действительно могут остановить проблемное поведение, причем сразу же. Воспитали, родители начинают чувствовать, что физические наказания — это быстрое и эффективное решение. Однако в долгосрочной перспективе наказания не могут помочь при проблемах с поведением ребенка.
Физические наказания — это плохой подход, особенно если речь идет о ребенке с аутизмом. На фоне дефицита ощущений, после того как ребенок испытал новые ощущения в виде боли, может развиться самоагрессия. Ребенок начнет сам себя бить. Кроме того, применение физического наказания может вызвать у него агрессию по отношению к окружающим.
Чтобы обезопасить своего ребёнка, родители могут обучиться тому, как определять предупреждающие знаки возможного жестокого обращения. Семьи должны говорить со своими близкими открыто и честно о личной безопасности, границах, приемлемых и неприемлемых прикосновениях, умении говорить «Нет». Семьи должны разыграть в ролевых играх потенциально опасные ситуации и попрактиковаться в том, как дети должны реагировать на них. Обучите их очень конкретным и специфическим навыкам того, КАК и к КОМУ необходимо обратиться за помощью, и что делать, если они подозревают, что подвергаются жестокому обращению.
В учреждении, предоставляющем услуги ребенку, задайте вопрос о политике в отношении жестокого и небрежного обращения. Если в организации нет такой политики, или они не могут четко сформулировать ее для вас, это тревожный звоночек для вас.
Физические наказания — это плохой подход, особенно если речь идет о ребенке с аутизмом. На фоне дефицита ощущений, после того как ребенок испытал новые ощущения в виде боли, может развиться самоагрессия.