На прошлой неделе муфтий России сообщил о разрешении мусульманским мужчинам заключать до четырёх религиозных браков. В разработке фетвы участвовали богословы и юристы. Однако в понедельник, 23 декабря, совет улемов Духовного управления мусульман отозвал документ, который Генпрокуратура посчитала противоречащим законам страны. Кому нужно многожёнство относятся на Северном Кавказе, выяснял dag.aif.ru.
Пришла с одним – ушла с двумя
После напоминания Генпрокуратуры о Семейном кодексе РФ, запрещающем многоженство, ДУМ РФ передумал разрешать его и отозвал соответствующее богословское заключение.
«На то Божья воля, и Совет улемов ДУМ РФ не видит смысла вступать в полемику», - написал председатель совета Шамиль Аляутдинов в своём телеграм-канале.
Вступить в брак с несколькими девушками даже по религиозным правилам может вовсе не каждый, как бы этого не хотелось мужчинам.
«Это допускается, если существует неспособность супруги к деторождению по состоянию её здоровья, в связи с окончанием репродуктивного возраста или по иным объективным причинам, скажем, сексуальной несовместимости супруги. Учитывается и такой факт, как нежелание супруги рожать детей», – говорилось в сообщении совета.
Не секрет, что в республиках Северного Кавказа неофициальное многожёнство существует и даже процветает. Новость о разрешении полигамного брака не стала для жителей Дагестана сенсацией.
«Тоже мне, Америку открыли – мужчины в моём окружении уже давно живут с несколькими супругами, с которыми заключён никях (мусульманский брак), – ухмыляется житель Дербента. – Сёстры знакомых сами чьи-то вторые или третьи жёны. Это уже обыденность у нас в регионе. А вот справляется ли муж со всеми своими женщинами – это другой вопрос. Мужчины чаще всего и не думают о том, смогут ли содержать всех. Просто хочется завести гарем а-ля султан Сулейман, а не создать ячейку общества и помочь одиноким разведённым женщинам».
Не все джигиты успешно справляются с многожёнством, и в конечном итоге положение женщины ухудшается.
«Мать, которая вышла замуж с одним ребёнком, разводится уже с двумя детьми. У меня сосед так не одну свою жену-однодневку отправил домой с новорождёнными. Разве ж тут есть справедливость и какие-то плюсы?» – задаётся вопросом житель республики.
Зато рождаемость вырастет?
Плюс у многожёнства есть, считает психолог-психотерапевт Андрей Смирнов, – это рост рождаемости.
«Думаю, большинство мужчин поддержит такую форму брака, но им стоит учесть моменты ответственности за детей, рождённых в таком браке», – говорит эксперт.
Принятие фетвы выглядело как попытка адаптировать устои мусульманских регионов России к современным реалиям, предполагает политический деятель, публицист и международный научный исследователь Илья Марголин. По его мнению, разрешение на многожёнство в нынешних условиях едва ли стало бы инструментом гармонизации, скорее, наоборот, открыло бы ящик Пандоры.
«Это спровоцировало бы столкновение традиций с правовой системой и создало новые точки напряжения. Закон – это каркас, который должен быть един для всех, иначе расползается ткань общества. Генеральная прокуратура, разумеется, не могла остаться в стороне. Российское законодательство, как известно, однозначно стоит на принципах моногамии. Попытки узаконить многожёнство, пусть и через религиозные предписания, идут вразрез с Семейным кодексом. Здесь возникает вопрос не только о юридической коллизии, но и о том, какие сигналы мы подаём обществу», – высказался Марголин.
Он считает, что, если начать давать исключения для одной группы населения, возникнет соблазн у других.
«Вмешательство Генпрокуратуры продиктовано необходимостью сохранить баланс, соблюсти единые правила игры для всех граждан страны», – заключил политик.
О семейном кодексе РФ, который закрепляет ситуацию, когда в семье один муж и одна жена, напомнил и общественник Саид Ниналалов.
«Совершив никях по мусульманскому обряду или венчание по православному обряду, пара законной не становится, пока не сходит в ЗАГС. А там не будут регистрировать несколько браков одного мужчины или одной женщины, потому что это вне закона. И никаких прав вторая или очередная жена не будет иметь, если у неё нет свидетельства о браке», – коротко разъяснил собеседник.
КОММЕТАРИЙ
Вячеслав Плахотнюк, председатель комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей, вице-президент Союза адвокатов России, советник РАЕН:
«В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года существовала статья 235. Она предусматривала наказание до одного года лишения свободы за двоежёнство или многожёнство, под которым понималось сожительство с двумя или более женщинами, с ведением общего хозяйства. Речь шла именно о сожительстве, а не о зарегистрированном браке, поскольку параллельный брак государство не регистрировало и тогда, и сейчас.
Если недосмотр происходит, то второй и последующие браки могут быть признаны судом недействительными.
Современное законодательство не устанавливает ответственности за многожёнство, как таковое, однако призывы к нему или поощрение таких практик входят в противоречие с поддерживаемой официально системой традиционных духовно-нравственных ценностей, а это, в соответствии с национальной стратегией, – угроза государственной и общественной безопасности.
Кесарю – кесарево, а Богу – божье. В данном случае границы личной свободы ясно установлены государством, поэтому Генеральная прокуратура среагировала на фетву, а Духовное управление мусульман не стало вступать в теологические споры с публичной властью».