Грозит ли миру ядерная война?

«Отличился» неспокойный сосед - Северная Корея: КНДР расценит как «объявление войны» любое заявление, сделанное в отношении страны во время саммита. Прозвучало грозно, но эксперты поспешили успокоить: Пхеньян в своём репертуаре - это уже привычная реакция северокорейских властей на события, которые хоть как-то могут коснуться КНДР, тем более в Южной Корее и с участием таких недоброжелателей Корейской Народно-Демократической Республики, как США.

   
   

Накануне вылета российской делегации в Сеул Сергей Кириенко, глава государственной корпорации «Росатом», пояснил: «Тему невозможно будет не затронуть на полях саммита (очевидно, учитывая ещё и обост­рение вокруг ядерной программы Ирана. Президент США Барак Обама на днях заявил, что окно возможностей для дипломатического решения проблемы закрывается. - Ред.). Но вопросы нераспространения ядерного оружия не входят в официальную повестку встречи. Саммит посвящён безопасности объектов ядерной энергетики и международному законодательству на этот счёт».

Как охраняют?

Несмотря на множество противоречий по другим темам внешней политики, безопасность объектов и щепетильность в распространении ядерных технологий у ведущих стран не вызывает, похоже, никаких разногласий. При этом Россия и США с их историей и ядерным потенциалом продолжают нести большую часть глобальной ядерной ответст­венности, задавая «планку» и для многих других стран.

Кстати, буквально на прошлой неделе был закрыт один из пунктов давних американо-российских договорённостей - о возвращении высокообогащённого урана с исследовательских реакторов в третьих странах. Из Украины в Россию приехала последняя часть из 160 кг топлива - этого достаточно для создания 10 ядерных зарядов. Как говорят в «Рос­атоме», претензий к украинцам насчёт охраны опасного материала от посторонних не было, но тем не менее...

В самой России, как рассказал Сергей Кириенко, в прошлом году спецслужбы провели 19 комплексных проверок физической безопасности ядерных объектов, 28 учений и более тысячи тренировок.

Как работают?

На повышение технологической безопасности атомных станций «Росатом» в прошлом году потратил 29 млрд рублей. «Большая часть этих программ носит плановый характер, - пояснил Кириенко. - Но были и специальные целевые программы после событий на «Фукусиме». Речь идёт об установке резервных дизель-генераторов (они в крайнем случае должны гарантировать работоспособность систем безопасности станции), систем водородной взрывозащиты и контроля концентрации газов.

Анализ международных норм, проведённый после «Фукусимы», показал, что необходимо предусмотреть и новые схемы взаимодействия разных стран в экстренных случаях, ответственность самих стран за своевременность принимаемых во время аварий мер. С этими инициативами в прошлом году выступил Д. Медведев. Обсуждение правки международных норм продолжилось и в Сеуле.

   
   

Кроме участия в многосторонних мероприятиях у президента Дмитрия Медведева было запланировано несколько дву­сторонних встреч - в том числе с лидерами США, Китая, Индии и Южной Кореи. Важным пунктом переговоров было и расширение сотрудничества в сфере ядерной энергетики.

«Так, например, вступил в силу контракт на строительство второй очереди Тяньваньской АЭС в Китае, - прокомментировал российско-китайское сотрудничество С. Кириенко. - Это означает, что на первых двух блоках достигнут хороший результат, по итогам их эксплуатации сделан новый заказ».