В начале декабря 2013 года в селе Самур Магарамкентского района Дагестана местные жители организовали собрание, в рамках которого хотели выразить протест против строительства скважин для забора воды в районе Самур-Гюльгерычайского месторождения. Полиция квалифицировала собрание как несанкционированный митинг, 19 человек были задержаны и арестованы на срок до десяти суток.
На деле конфликт был заложен еще в 1957 году, когда на Самур-Дивичинском канале построили плотину водозабора. В условиях местного климата этот шаг серьезно повлиял на растительный покров: дуб, ясень и граб в окрестных лесах начали засыхать. Именно эти деревья составляют основной массив пойменных широколиственных лиановых лесов в природном заказнике Самурской долины.
Активисты и ряд ученых региона считают, что, в случае появления дополнительных скважин, экология региона будет подорвана окончательно.
Глас народа
Вот как видят ситуацию активисты: в Самурской долине незаконно, в нарушение экологических норм, возводятся 46 артезианских скважин, с помощью которых планируют качать подземную воду для нужд Дербента и Избербаша. Жители обвиняют руководство района в нарушении экологии долины и требуют его отставки, в противном случае угрожая в знак протеста не пускать детей в школу.
Жители уверены, что действия руководства района ведут к опустыниванию территории и вымиранию реликтового Самурского леса.
«Такое варварское отношение к уникальной природе и народному достоянию недопустимо. В дельте реки Самур пока еще находится единственный в России субтропический лиановый лес и фауна, которые относятся к Самурскому государственному природному заказнику Федерального значения», – почти в один голос утверждают участники движения «Самур – достояние мира».
Ответ властей
Руководство района отвергает все обвинения в свой адрес и называет активность движения «Самур - достояние мира» не экологической, а политической. Глава администрации муниципального района «Магарамкентский район» Мусафенди Велимурадов заявил корреспонденту «АиФ-Дагестан», что с целью недопущения снижения уровня воды в пределах лесного массива и населенных пунктов, основной водозабор был перенесен на два километра южнее лесного массива села Самур. Проектный водоотбор для города Дербент - 70 тыс. кубометров в сутки, и, по данным властей, это не повлияет на снижение уровня подземных вод в лесном массиве и населенных пунктах.
«Мы работаем в рамках закона и всех существующих экологических норм, что подтверждают и документы от министерства природных ресурсов республики. За процессом ведет наблюдение ФГУ «Росприроднадзор», а также природоохранная прокуратура. Люди, выступающие против водоотбора, преследуют свои политические цели и вовсе не озабочены экологией края», - заявил глава района.
По словам Мусафенди Велимурадова, он лично встречался с активистами от сельских поселений, проводил встречи, как в администрации района, так и в администрациях этих населенных пунктов.
«Люди не требуют ни компенсации, ни объяснений, они просто не хотят, чтобы строительство было начато. Мы расцениваем данные действия как саботаж. Мы обращались в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Они представили письменное заключение, в котором было четко прописано, что никакого вреда строительство не нанесет лесу».
Что говорит наука
«Сейчас на объекте высыхают дубы из-за резкого сокращения стока вод в сторону заповедника, – прокомментировал ведущий научный сотрудник лаборатории почвенных ресурсов Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН Марат Баламирзоев. – Это и является причиной понижения уровня воды и в реке Самур, и, следовательно, грунтовых вод Самурского леса. Нарушен гидрологический режим территории из-за нехватки речного стока. Летом возле селения Биль-Биль река вообще пересыхает».
По словам ректора института Народного хозяйства РД Гамида Бучаева, река Самур является местом нереста многих ценных видов промысловых рыб, особенно осетровых и каспийского лосося, а также частиковых рыб: кутума, жереха, сазана, усача, рыбца и воблы. Каспийский лосось и кутум занесены в Красную книгу России.
«Зарегулированность (регулировка объемов выкачиваемой воды) стока реки Самур была проведена без учета рыбохозяйственных интересов и поэтому пагубно отразилась на запасах местных промысловых рыб. В первую очередь, пострадали лосось и осетровые, численность которых после сооружения гидроузла сократилась в десятки раз. Прямой ущерб рыбному хозяйству от безвозвратного водопотребления составляет, соответственно, 15 и 39 тонн в год», - заявил Гамид Бучаев.
Между тем, гидрологи и специалисты Дагестангидрологии утверждают, что в других подобных объектах, строительство водозаборов наоборот привело к повышению уровня воды в колодцах сельских поселений.
«Стоит отметить, что одно из подобных сооружений находится на территории самого леса, и наши многолетние наблюдения выявили, что никакой угрозы и ущерба для леса водозаборы не несут», - уверяют специалисты.
Что дальше?
Для урегулирования «самурского вопроса» в Дагестане будет создана рабочая группа, в которую войдут жители села Самур Магарамкентского района. Власти готовы встретиться с населением. Но, как уверяют политики, строительство водозабора должно быть начато по плану. Корреспонденты «АиФ-Дагестан» следят за развитием событий.