Дают – берут. Как нас отучить от «хватательного рефлекса»?

Последние несколько лет в Дагестане продолжается борьба с коррупцией, которую в народе назвали «охотой с вертолётов». Только за первые 6 месяцев этого года к уголовной ответственности привлекли 109 коррупционеров. Казалось бы, такой натиск должен был хоть немного образумить взяточников. Поменялась ли с тех пора ситуация с коррупцией в республике и как искоренить мздоимство, выяснил «АиФ Дагестан».

   
   

От глав – до судей

По данным следственного комитета по РД, за полгода их ведомством было возбуждено 152 уголовных дела, 99 из которых были направлены в суд, в прошлом году – 69 дел. Самыми распространёнными коррупционными делами остаются мошенничество, превышение должностных полномочий и факты получения взяток.

«Из 109 привлечённых к ответственности коррупционеров 20 – это люди, обладающие особым правовым статусом. В их числе четверо глав муниципальных образований, семеро депутатов, двое следователей МВД, один член избиркома и трое судей», – сообщили в ведомстве.

Один из последних случаев: 8 сентября возбуждено уголовное дело против индивидуального предпринимателя и генерального директора одного из ООО за хищение 5 млн рублей.

«Подозреваемые вступили в сговор между собой, оформили фиктивный кредитный договор на индивидуального предпринимателя по программе для развития малого бизнеса. После фактического оформления кредитных договоров полученные деньги они похитили. Расследование уголовного дела продолжается», – сказали в пресс-службе СКР Дагестана.

Но при этом в Дагестане дают больше, чем берут, говорят в пресс-службе Верховного суда республики.

«На 32% меньше дел за получение взятки за прошлый год, нежели в 2019 году, а за дачу взятки стало больше. В целом, в 2020 году объём рассмотренных дел и материалов увеличился на 88%, а за последние 5 лет общая нагрузка на суды выросла более чем в 2,2 раза», – отметил собеседник.

   
   

По данным пресс-службы региональной прокуратуры, в прошлом году на территории республики зарегистрировано 738 преступлений коррупционной направленности, а в 2019 – 731.

«Число зарегистрированных фактов взяточничества выросла на 18,8% и составило 316 преступлений, в 2019 году – 266. В целом, количество зарегистрированных преступлений осталось на уровне 2018 года», – отметили в ведомстве.

Больше взятка – меньше срок?

«По закону, за самую простую взятку получивший её может быть сурово наказан. Денежные штрафы начинаются от 25–50-кратного размера взятки и трёхлетнего тюремного заключения. Особо крупный размер мзды влечёт за собой ответственность в виде 80–100-кратного штрафа и тюремного срока от 8 до 15 лет», – говорит адвокат Магомед Кадыров. Но наказание за взятки зачастую сводится к незначительному сроку или штрафу.

«Бывший руководитель Дирекции единого государственного заказчика-застройщика Шамиль Кадиев приговорён к 4 годам лишения свободы в колонии строгого режима за подкуп экс-руководителя УФАС РД Кубасая Кубасаева», – сообщает Генпрокуратура, отметив, что в качестве взятки были переданы денежные средства в размере 2 миллионов рублей, в придачу – наручные часы марки Hublot, охотничье гладкоствольное ружьё Fabarm Axis общей стоимостью 700 тыс. руб.

«В Дагестане коррупцию победит только планомерная борьба с семейственностью в правоохранительных органах и судебной власти, а также относительно честные всенародные выборы на всех уровнях, начиная с главы села, заканчивая главой республики, – полагает политолог Магомед Магомедов. – Эти два основных механизма вместе с неосновными (борьба с излишней бюрократизацией, строгость наказания и пр.) способны сделать так, чтобы коррупция почти исчезла».

Комментарий

Политолог Альберт Эседов:

– Для того чтобы победить коррупцию, необходимо ментально и самим вырасти. Вырасти необходимо и в правовом плане тоже. Вместе с тем ожидать серьёзного эффекта борьбы с коррупцией в отдельно взятом регионе в отрыве от всей страны невозможно. Локально возможно победить так называемую низовую коррупцию, а вот чтобы бороться с проблемой глобально, нужно это делать масштабно. Побороть ярко выраженные хватательные рефлексы, оставшиеся у чиновников с младенчества. Естественно, необходимо менять и законодательство, менять условия и правила игры. Необходимо принять и реализовывать то, что прописано в Конвенции ООН в этой части, без всяких корректировок в сторону смягчения её для российских чиновников и не только – для всех потенциальных взяткодателей и взяткополучателей.

Тотальная отчётность для всех о расходах и доходах, при приобретении любого имущества без оглядки на чины и должности. Без оглядки, свой это или чужой. Всеми, а не только чиновниками и теми, кто сейчас заполняет декларации. Тогда, глядишь, в стране, в том числе и в Дагестане, не будет больше внезапно разбогатевших из неустановленных источников дохода пенсионеров, детей всякого рода чинуш. Перефразируя известный лозунг, заработай законно и спи спокойно!»