Дахадаевский район. Пути модернизации

АиФ-Дагестан

Интенсивный темп развития отличает Дагестан в последние годы: обновлён аппарат управления, уменьшилось процентное соотношение теневой экономики, реализуются социальные проекты за счёт увеличения поступления налогов.

   
   

Экономические и политические изменения претерпел и Дахадаевский район. В 2005–2007 годах в муниципалитете прокатилась волна внутриполитических событий. Выборы 1997 и 2007 годов проходили «на крови». В районе установился период безвластия. Стабилизация общественно-политической ситуации стала главной задачей Джаруллы Омарова, главы Дахадаевского района. За последние 13 лет социальных объектов построено больше, чем за всё время существования района. Это и Кубачинская СОШ на 320 мест, и школа-интернат на 640 мест в Уркарахе. Открыты детские сады в селениях Кища, Уркарах. Новый детский сад в Меусиша может принять 110 детей. Завершено строительство стадиона в с. Уркарах, реализуемое на средства муниципального бюджета.

Борьба с оттоком населения

Милана Меджидова, «АиФ Дагестан»: – Джарулла Рабаданович, с какими результатами вы встречаете 90-летний юбилей района? Когда мы ехали к вам в гости, увидели, что ремонтируется много дорог. А что ещё изменилось в последнее время?

Джарулла Омаров: – Более 25 млн рублей по проекту «Мой Дагестан – мои дороги» выделено на строительство бордюров, пешеходных переходов, водостоков. Дней через 10 строительство будет завершено. А в прошлом году была достроена дорога «Маджлис – Кубачи». Ремонтируется 4,5 км дороги в Меусиша, 8 млн из общих расходов выделено из муниципального бюджета. Более того, у нас успешно реализуются и другие проекты: два объекта в селениях Кубачи и Меусиша открыты по проекту «Мой Дагестан – комфортная среда», активно занимаемся водоснабжением. Проведение водопровода завершено на 75–80 %, построены насосные и распределительные станции.

– А проблема с водостоками в с. Меусиша решена?

– Несколько провокаторов распространяли слухи среди людей, что проведение воды будет связано с захватом земель, хотя это невозможно. Мы объяснили всё жителям, организовали встречу активистов и депутатов села с министром экономики и территориального развития РД. Сейчас жители сами участвуют в строительстве в качестве рабочих, ответственных, механизаторов.

Фото: АиФ-Дагестан

– В этом году, несмотря на пандемию коронавируса, увеличилось число туристов в Дагестане. У вас успешно развивается маршрут «Кубачи». Что делается в районе для привлечения туристов? Инвесторы есть?

   
   

– Мы приглашаем потенциальных инвесторов, показываем необходимость создания инфраструктуры, строительства гостиниц, чтобы приезжие оставались у нас больше одного дня. Пока гостиничные дома есть лишь в с. Кубачи. Мы беседуем с жителями, предлагаем им открыть гостиницы, но пока малоуспешно. Хотя государство и выдаёт гранты, организует специальные площадки, асфальтирует дороги, мы нуждаемся в поддержке жителей. Можно организовать конные и пешие маршруты, поездки на квадроциклах. Через Дахадаевский район могут проходить культурные и религиозные туры: у нас более 500 памятников культуры, среди которых 8 федерального уровня, 100 – регионального. Крупнейшая башня Ицари и множество пасек располагаются на дахадаевской земле.

Сохранение народных промыслов

– Более того, развитие туризма в селе – это способ удержать молодёжь. Как ещё вы боретесь с оттоком населения?

– Во-первых, если растет количество туристов, то открываются новые магазины, изготавливаются сувениры – всё это даёт новые рабочие места. Во-вторых, Дахадаевский район занимает первое место по развитию молодёжной политики. Более 70% населения верхней зоны переехали в города, однако в последние два года ситуация стабилизируется. Мы привлекаем на руководящие должности молодёжь. Они приводят с собой других. Так, начальнику отдела правовой и кадровой политики всего 23 года. Она не проиграла ни одного дела в суде.

– В районе успешно занимаются производством сыра. Какие ещё отрасли развиваются?

– У нас огромный потенциал, но люди не хотят развивать производство, участвовать в грантах. Во-первых, нужно собирать документы, ездить в город, а это требует денег и терпения, во-вторых, жители не верят, что могут выиграть среди тысяч участников. Мы организовали юридическую группу помощи и помогаем в оформлении документов.

– А как обстоят дела с народными промыслами?

– Народные промыслы очень важны для нашего района. Горцы всегда славились своим ремеслом и из поколения в поколение передавали его по наследству. У нас есть несколько центров традиционной культуры: Кубачи, Кища, Харбук, Амузги и Сулевкент. Мы разработали дополнительную программу развития промыслов и стараемся не допускать исчезновения традиционных ремёсел. Так, в селе Кища на грани исчезновения находилось производство чугуров – даргинских струнных инструментов. Мы выделили мастеру штатную единицу в школе искусств, и теперь он обучает детей ремеслу.

– Главная сила XXI века – образование. Вы одним из первых вступили на путь модернизации образования. Что вас подтолкнуло к этому и какие проблемы возникают?

– Качество образования страдало, когда вместо учащихся экзамены сдавали родители и учителя. Жёсткими усилиями нам удалось решить эту проблему, и теперь более 99% учащихся успешно сдают ЕГЭ. Однако средний балл по некоторым предметам был чуть выше проходного, что не могло нас устроить.

Мы создали комиссию для мониторинга образовательной системы, которая выяснила: одни из главных причин низких результатов – низкая квалификация учителей-предметников и неверный подход в распределении стимулирующих выплат педагогам. Выплаты распределялись по принципу уравнивания. Мы поняли, что наши выпускники не в состоянии конкурировать с городскими выпускниками, тем более с российскими, при поступлении в вуз.

Чтобы решить эту проблему, мы заключили соглашение с Дагестанским государственным университетом, ведущим вузом республики. Теперь у нас регулярно проводятся образовательные и дискуссионные площадки. Наша задача – победа на республиканских и федеральных олимпиадах.

С 2013 года проводится конкурс «Лучшее образовательное учреждение», победители получают более полумиллиона рублей, конкурс «Лучший учитель года» выявляет мастеров своего дела. Мы верим, что образование, как локомотив, вытянет всю экономику района на новую ступень развития.

Фото: АиФ-Дагестан

Жизнь во время пандемии

– Как начинается ваш рабочий день?

– Каждое утро я провожу совещания о ходе строительства дорог, выезжаю на объекты. Сейчас в Кубачи завершается капитальный ремонт старого корпуса школы, в новом недостаточно мест, мы хотим уйти от двухсменного обучения.

Мы выиграли и грант на реконструкцию памятников культуры. Необходимо, чтобы все работы проводились качественно: как мы будем смотреть людям в глаза, когда они сразу на открытии увидят недочёты? Нет смысла в таком ремонте.

– Как вы переживаете период пандемии?

– Дахадаевский район входит в число немногих, где ситуация с коронавирусом стабильна. В начале июля число заболевших пошло на спад. При недавнем посещении больницы мы нашли только двух с подозрением на COVID-19. В районе умерли лишь двое человек с подтверждённым диагнозом, один из них врач. Основными очагами заражения были больницы и похороны. Сначала врачи не имели достаточно спецодежды и масок. На похоронах же мы следили, чтобы не обнимались, не пожимали руки. С родственниками погибших договаривались, чтобы тело сразу отвозили на кладбище. Школам выделено всё необходимое – маски и дезинфицирующие средства. Я поручил начальнику отдела образования устроить неожиданные проверки в школах и наказать директоров за несоблюдение правил. Повторное нарушение будет чревато увольнением.

– А о себе вы не беспокоитесь? Здание администрации в неприглядном виде…

– Это снаружи так, внутри созданы все условия для работы наших сотрудников. Конечно, здание нуждается в ремонте, но только на одну штукатурку с облицовкой необходимо 2,5–3 млн рублей. Каждый год я пытаюсь включить ремонт в программу, но когда муниципальные образования обращаются за помощью, не могу им отказать. Так, для участия в проекте «Мой Дагестан» необходимо было подготовить документы, оформить свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество. Более 1,5 млн рублей мы выделили на подготовительный этап. Невозможно шиковать, когда жители района нуждаются в помощи.

Справка

Дахадаевский район занимает площадь в 767,6 кв. км, на которых проживает более 36 тысяч человек. Всего в районе 64 населённых пункта, входящих в 26 муниципальных образований.

В недалеком прошлом Дахадаевский район входил в состав Кайтаго-Табасаранского округа. Постановлением ВЦИК от 3 июня 1929 года выведен из округа и создан отдельный Ураринский район, переименованный в 1930 году в Дахадаевский.