Без воды виноватые. Жители Буйнакского района просят помощи у властей

@ pvproductions / ru.freepik.com

С нового года в селе Чиркей, расположенном рядом с крупным водохранилищем, нет водоснабжения. Без воды сидят 20 тысяч человек. Чтобы обратить на себя внимание, они записали видео­обращение к главе Дагестана Сергею Меликову.

   
   
Фото: Пресс-служба главы Дагестана

«Платим за жажду?»

«Почему, живя около воды, мы должны без воды сидеть? – задаются вопросом в видео­обращении местные жители. – Почему Буйнакск, Махачкала, Избербаш могут качать и пить воду из Чиркея, а мы нет? Мы не противники жителей Буйнакска или других регионов Дагестана, мы все братья, но нам обидно, что наши семьи остались без воды».

Сельчане живут возле Чиркейского водохранилища, но вынуждены возить воду с расстояния в 20 км, хотя исправно платят за неё.

«Село ежегодно платит за воду минимум 20 млн в год, но почему-то жителям приходится ездить в район базы отдыха «Главрыба», чтобы наполнить колодцы, – возмущается Аминат Магомедова. – Мы что, платим за жажду, получается? Всю республику наше водо­хранилище снабжает, а мы, как сапожники без сапог: вода под боком, но не можем её получить. У нас дети, внуки, огороды. Весна на носу, а мы живём, как в древние времена».

Раньше, по её словам, жители несанкционированно подключались к водоводу «Чиркей–Буйнакск».

«Мы получали доступ к влаге, за которую платил Буйнакск. Несколько раз это обсуждалось в мэрии города, а правоохранительные органы вместе с ответственными службами проводили рейды каждый поливной сезон, чтобы выявить случаи незаконного подключения к водопроводу. Жители были ещё и виноваты!»

Представитель совета старейшин села Гаджияв Нургаджиев рассказал dag.aif.ru, что жители дважды встречались с главой района, писали письма, но ни на одно из них ответа не получили.

   
   

«Нас долго игнорировали, поэтому и пришлось записать видеообращение к главе Дагестана Сергею Меликову. Он в прошлом году осенью посетил наше село и дал рекомендации руководителю района Уллубию Ханмурзаеву. За полгода ничего не поменялось, получается, власти района пренебрегают указаниями Сергея Алимовича? – задаётся вопросом Нургаджиев. – Люди возмущены отношением районной администрации, так как они не выполняют свои прямые обязанности. Мы хотим перейти в Кизилюртовский район, потому что качество жизни у нас не улучшается, инфраструктура не строится. А ведь мы платим налоги, законов не нарушаем».

По словам Гаджиява Нургаджиева, люди готовы были остановить насосную станцию и оставить Буйнакск без воды, пока она не поступит в Чиркей, раз представители городской администрации, «Дагводканала», района не решают проблему.

«Но с нами встретились представители ведомств, имеющие к этому вопросу отношение, председатель правительства Абдулмуслим Абдулмуслимов, который сказал, что вопрос на особом контроле у главы республики. Увы, прошла неделя, воды как не было, так и нет, – рассказал старейшина. – Но чиркейцы верят, что Абдулмуслим Мухудинович решит всё-таки нашу проблему».

Чиркейское водохранилище Фото: www.globallookpress.com/ Сергей Фомин/ Global Look Press

Не дотянут?

Чтобы подать в Чиркей качественную питьевую воду, строят подводящий водопровод со станцией обеззараживания воды, сообщили в Минстрое республики.

«На это выделено 445,6 млн рублей, из них в этом году предусмотрено 199 млн рублей. Будущий водовод диаметром
560 мм будет транспортировать воду на 14 км от насосной станции на Чиркейском водохранилище до площадки резервуаров подключения к водопроводным сетям села Чиркей», – пояснили в ведомстве.

Об этом говорил ещё в сентябре 2023 года Сергей Меликов, когда встречался с чиркейцами. Полностью завершить строительство и ввод объекта в эксплуатацию власти планируют в конце 2024 года.

Работы ведутся с конца 2022 года подрядчиком – компанией «Спецремстроймонтаж». Строители уже уложили трубы на протяжении 8,5 км из 14 заявленных. Степень готовности – более 60%.

Но Гаджияв Нургаджиев уверен, что и в этом случае живительная влага к ним не дотянется.

«Даже эти 14 км заявленных труб проложат – к нам вода не поступит. Должны проложить ещё 9 км, чтобы решить проблему, а этих километров нет даже в проекте. Поэтому вопрос «Сколько нам обещанного ждать?» остаётся открытым», – говорит Нургаджиев.