В редакцию «АиФ-Дагестан» обратились работники поездных бригад. За свой тяжёлый труд они получают мизерную плату. А кроме того, их заставляют выполнять план продаж. Раскошеливаться, разумеется, должны пассажиры.
Из проводников в продавцы
«Днём и ночью я в рейсе, а дома – дети, которые меня не видят, – рассказывает проводница Маржанат Махмудова. – Зарплата мизерная – от 18 до 23 тысяч рублей. Большая её часть уходит на питание в пути. Мы проводим целый день на ногах, убираем, туалеты чистим, бельё меняем. А ещё надо продавать чай. Пакетик чая стоит примерно 3 рубля, а мы должны продать его за 55 рублей. И планы продажи должны выполнить на все 100%. Обещают проценты с продаж, но по факту мы их не видим».
Проводники жалуются на отсутствие условий – в поезде нет душевых, а ведь в рейсе они находятся почти 5 дней. «Праздничные дни нам тоже не оплачивают. Зато на планёрках орут и добавляют новые обязанности. И всё это за мизерную зарплату», – продолжает Маржанат Махмудова.
Заниматься обслуживанием пассажиров стало некогда. Задача проводника – заставить пассажиров купить чай, печенье, шоколад, лимонад. Служебное купе проводника напоминает какой-то торговый ларёк. Но, по словам проводников, они устраивались на работу не продавцами.
«Люди берут в дорогу свой чай и еду. Как продать то, что никому не нужно?» – говорит Маржанат.
Некоторые железнодорожники работают по 15 лет и признаются, что ситуация с заработной платой из года в год всё хуже и хуже.
«Обычно с каждым годом зарплата и условия труда становятся лучше, а у нас наоборот. Я совершила 3 полных рейса в Санкт-Петербург, за что должна получить минимум 35 тысяч, а я получила 23 тысячи. К нам недавно приезжали прикомандированные проводники из Адлера. Рассказали, что получают региональные доплаты, командировочные, а нам ни того ни другого не выдают. Более того, мы покупаем за свой счёт резиновые перчатки и мусорные пакеты, лишь бы пассажиры не жаловались, потому что даже малейшая жалоба – ты лишаешься премии, а без премии можно получить и 15 тысяч. И живи месяц на эти деньги», – возмущается Радмила Омарова.
Странная арифметика
Магомед работает проводником уже 13 лет, а его оклад становится всё меньше и меньше.
«Из месяца в месяц зарплата уменьшается, а рейсы прибавляются. Чудеса нашего дагестанского отделения РЖД! Мне не выплачивают положенных денег. Например, я «катаю» 4 рейса, мне выплачивают 30 тыс., куда это годится? В маршрутном листе пишут, что у меня 55 часов, а напарнику, с которым я езжу, 65. Количество часов у нас одинаковое, а пишут разное. Переработки не оплачиваются», – признаётся Магомед.
Работники поездных бригад готовы даже выйти на забастовку, если ситуация в ближайшее время не изменится. Правда, пока они разговаривали с нашим корреспондентом на условиях анонимности – боятся гнева начальства.
Зарплата проводников зависит от количества рейсов. Один час стоит 117 рублей с небольшим, рассказал начальник проводников. Тоже на условиях анонимности.
«Да, это очень мало и ещё эти часы не оплачивают, как положено. В первую очередь надо установить точное количество часов за рейс, сейчас этот параметр зависит от трудовика, который даёт шаблоны. И вот это количество часов, которое он установил – малое, поэтому и зарплата небольшая», – ответили в дирекции.
Начальник резерва проводников ЛВЧ-5 Махачкала отказалась отвечать на вопросы редакции.
Комментарий
Юрист Азиз Ибрагимов:
«Сотрудникам РЖД я советую обратиться в прокуратуру, чтобы они осуществили проверку. И уже на основании результатов проверки можно обращаться в суд. Можно также обратиться к работодателю с просьбой представить сведения о заработной плате за нужный период времени и представить расчёт по ней со ссылками на нормативные акты».