11 сентября отмечается Всемирный день борьбы с терроризмом. В 2001 году в этот день террористы на двух пассажирских самолётах врезались в 110-этажные башни-близнецы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке. Ещё один самолёт рухнул на здание министерства обороны США в Вашингтоне, а четвёртый упал в 80 милях от Питсбурга.
Россия тоже неоднократно становилась целью террористических атак. Причём кураторы находят исполнителей внутри страны. Как выявляют завербованных в Дагестане, рассказал подполковник юстиции, руководитель третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Дагестану Виталий Тюленев.
Как противостоять радикализации
Ума Саадуева, dag.aif.ru: – Виталий Игоревич, вы победитель первого этапа конкурса на звание «Лучший сотрудник следственного управления Следственного комитета РФ по Дагестану – 2023» в номинации «Лучший руководитель отдела по расследованию особо важных дел». Значит, знаете, как выявлять террористов и экстремистов?
Виталий Тюленев: – Один из способов выявить потенциальных террористов – проанализировать их поведение и коммуникации. Часто они используют специфический язык, обороты речи, которые их выдают. Нередко общаются в закрытых сообществах в сети, обмениваясь идеологической информацией. Мониторинг такой активности позволяет выйти на след потенциальных участников террористических группировок.
Это сложный и многогранный процесс, от которого зависит безопасность общества и предотвращение угроз. Занимаются выявлением террористов и экстремистов в основном оперативные службы правоохранительных органов. Но иногда о фактах подготовки терактов мы узнаём, расследуя уголовные дела.
– Профилактика эффективна?
– Информационная работа с населением – один из ключевых моментов в борьбе с экстремизмом. Террористические идеи часто пропагандируются через медиа, социальные сети и другие платформы. Надо вовремя выявлять и пресекать попытки радикализации населения, повышать его образовательный уровень. Надо обучать толерантности, критическому мышлению, основам гражданского общества и правам человека. Это не только профилактика радикализма, но и помощь в формировании здорового общества, основанного на ценностях мира и солидарности.
Наши следователи постоянно встречаются со школьниками, студентами, коллективами учреждений и предприятий. Мы рассказываем об уголовной ответственности за преступления такого рода, приводим примеры из практики расследуемых уголовных дел. Выступаем в СМИ.
Баловство наказуемо!
– Часто появляются новости о том, что в школе заложена бомба, что кто-то собирает деньги для запрещённых в России организаций. Насколько опасны подобные угрозы и обращения?
– Действительно, в республике были случаи так называемого телефонного терроризма, то есть заведомо ложного сообщения об акте терроризма в учебных заведениях (ст. 207 УК РФ). Наказывается такое преступление штрафом или лишением свободы до трёх лет. Телефонный террорист не только нарушает распорядок работы учебного заведения, но и заставляет людей испытывать сильнейшее эмоциональное напряжение. Правоохранительные органы вынуждены отвлекать силы и средства от выполнения текущих задач, тратя, к тому же, бюджетные деньги. Это преступление против общественной безопасности.
– А правонарушитель понимает, что он творит?
– Преступник знает, что его информация не соответствует действительности, но пишет или звонит. Мотив действий может быть любым, например, хулиганство, желание проверить качество работы правоохранительных органов, стремление отвлечь ложным звонком внимание от действительно готовящегося акта терроризма и т. д.
За умышленное «спонсирование» террористов и экстремистов предусмотрена уголовная ответственность по статьям «Содействие террористической деятельности» (205.1 УК РФ) и «Финансирование экстремистской деятельности» (282.3 УК РФ). Факт перечисления денег не останется бесследным, его обязательно выявят и привлекут «спонсора» к уголовной ответственности.
– Что тут можно посоветовать населению?
– Быть более бдительными, когда отправляете денежные переводы, не поддаваться обману со стороны тех, кто прикрывает свои преступные действия благой целью – якобы на помощь нуждающимся. В республике и в стране достаточно официальных благотворительных организаций, которые ведут свою работу открыто и действительно помогают больным, малообеспеченным, попавшим в трудную ситуацию.
– Какие-то уголовные дела выделяются из общей массы?
– Следственное управление по Дагестану не удивить делами террористической и экстремистской направленности. Когда таких преступлений было очень много, следователи управления вместе с коллегами из других служб были на острие борьбы с ними.
Сейчас уровень террористической напряжённости заметно понизился. Разработаны различные методики расследования уголовных дел этой категории на основе анализа раскрытых преступлений.
– Какие проявления экстремизма в Дагестане вы считаете самыми опасными и распространёнными?
– Экстремизм – одна из наиболее серьёзных угроз современному обществу, способных разрушить ткань социума и вызвать массовое насилие. Дагестан – многоэтничная и многоконфессиональная республика, и проблема экстремизма тут имеет особую остроту и многообразие проявлений. Мы видим и религиозный, и националистический, и политический экстремизм, и порой они взаимосвязаны. Больше всего у нас религиозных экстремистов, обычно это люди с низким уровнем религиозных познаний.
Уметь смеяться над собой
– Есть ли место юмору в вашей работе?
– На мой взгляд, юмор должен присутствовать в любой работе. Я сам себя отношу к категории людей, умеющих смеяться над собой, над ситуациями, в любой истории нахожу положительные моменты и эмоции. Юмор помогает в самые тяжёлые минуты. Смешные ситуации вспомнил, только они не подходят для интервью (смеётся).
– Что для вас самое страшное в вашей службе?
– Считаю, что страху не место в профессии следователя. Там, где присутствует страх, отсутствуют здравый смысл и реальное понимание ситуации, что для следователя неприемлемо. Он должен всегда оставаться с ясной головой, чётко понимать происходящее и давать объективную оценку этому.
– Как вам удаётся совмещать работу с семейной жизнью? Как проводите свободное время, если оно есть?
– Один из самых сложных вопросов. Чтобы соответствовать высокому профессиональному уровню, приходится делать выбор в пользу профессии, а семья должна относиться с пониманием, обеспечивать надёжный тыл и поддержку. К счастью, моя семья меня полностью поддерживает. Свободного времени в нашей работе очень мало, но когда оно появляется, стараюсь заниматься спортом, проводить время с семьёй, путешествовать.