Бессознательный террорист. Как уберечь ребенка от радикальных мыслей?

Беззаботные годы школьников, детство, друзья детства, абсолютно безопасное время, в которое не нужно думать о своей безопасности, потому что есть родители, которые защитят от всего плохого – так было до некоторых пор. Однако, нынешние реалии диктуют новые правила поведения как для взрослых, так и для детей.

   
   

Школы теперь не только «храм знаний», в них же порой приходится быть на чеку: за последний год происходили жуткие события множество раз – «Пермский стрелок» - совершил массовое убийство в университете, погибло 47 человек; «Казанский стрелок» - массовое убийство в гимназии № 175, в результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали; в Махачкалинской школе старшеклассники распылили в коридоре газовый баллончик - пострадали 25 человек, 19 из которых госпитализированы; В Махачкалы, ученик 3 класса облил одноклассницу кипятком, у нее ожоги 2 степени; такие происшествия можно перечислять бесконечно.

Но кроме этого, дети находятся в опасности не только от своей бессознательности. По данным уполномоченного при главе Дагестана по правам ребенка Марины Ежовой, из Сирии на родину вернули 225 детей раннего возраста. Дети туда уезжали не по своей прихоти, они стали жертвами, которыми их сделали их родители.

Чтобы выяснить, какие дети могут стать террористами в будущем и как нам пресечь такую беду на корню, мы поговорили с социальным педагогом и учителем Эльзой Бигеевой.

Эльза Бегеева. Фото: 50mkou.dagestanschool.ru

- Вы являетесь социальным педагогом, работаете с детьми. Скажите, на ваш взгляд, какие дети подвержены радикальному уклону мыслей?

- Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

   
   

Сегодня, развитие детского неблагополучия в современной России, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в такое число уязвимых входят и дети с возможным радикальным уклоном.

- Важно не просто защищать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с опасностью. С какого возраста стоит посвящать ребенка в реалии нашего мира? Когда начать ребенку рассказывать о террористах?

- Обстановка в мире сегодня такова, что детям нужно объяснять, что это такое и как с этим быть.

Вопрос — каким языком? Конечно, язык должен быть понятным ребенку. И тема не должна ребенка пугать и снижать его способность к развитию. С другой стороны, мы понимаем, что детишки сейчас живут в информационном пространстве: родители вечером смотрят новости, и, конечно, дети видят все эти страсти, происходящие в мире. И могут сами задавать вопросы о том, что вообще происходит.

Нужно делать то, что всю жизнь делали наши родители, бабушки, прабабушки: просто рассказываем, что такое хорошо и что такое плохо, как себя нужно вести. Что не нужно с чужими уходить куда-то, не нужно брать у чужих людей подарки или угощение. Что нужно рассказывать маме, где ты находишься. То есть на каком-то самом элементарном уровне.

Говорить только о том, что это плохо. Как это влияет на людей. Минимум знаний по поведению в экстремальной ситуации. Даже не затрагивая террористическую опасность.

- Как правильно детям объяснить кто такие террористы и как их отличить в толпе?

- Как бы нам ни хотелось, мы не можем оградить наших детей от реального мира, в котором есть не только улыбки, любимые игрушки, друзья и праздники, в нем есть - и болезни, горе, смерть и террористы.

Образ террориста кажется ребенку привлекательным, потому что он делает, что хочет, и все его боятся. Поэтому в детской картине мира добро и зло должны быть поляризованы и четко обозначены. Террорист - злой и опасный человек, от которого нужно держаться подальше. Поэтому базовым навыком безопасности для ребенка должно стать умение говорить "нет!" чужаку.

Вот небольшой эпизод….

Потому что они очень злые, - отвечает маленький парижанин (мальчик лет пяти) на вопрос журналиста Le Petit Journal, понимает ли он, почему террористы атаковали Париж.

- Эти люди очень плохие, мы должны быть осторожны и переехать из наших домов.

Ну, здесь можно порекомендовать только одно…

Проявлять бдительность!

Обращать внимание на людей, ведущих себя подозрительно.

Они могут быть одеты не по сезону, стараются скрыть свое лицо, неуверенно ведут себя, сторонятся работников полиции, расспрашивают о пропускном режиме, заглядывают в окна, намереваются проникнуть в заведение, минуя охрану.

- Ребенка нужно учить с ранних лет доброте и милосердию – это знают все. Но все-таки, как ребенку объяснить почему нельзя убивать людей (даже если они на чей-то взгляд очень плохие)?

- Все идёт из семьи. Ребёнок не должен думать вообще, что можно кого-то убивать. Но, к сожалению, наблюдается жесткая агрессия со стороны детей.

Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.

Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!» «Пусть всем будет плохо» «Мне не жаль его будет, если он умрет».

Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.

Как же объяснить ребёнку?

Нужно уметь понимать различия между мыслями и действиями.

Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку, отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!».

- Психологи, педагоги часто отмечают, человек вырастит жестоким, если в детстве позволяет себе грубое отношение к животным. Так вот, если ребенок издевается над уличным котенком или собачкой, означает ли это, что перед нами стоит потенциальный террорист? Какие действия предпринимать, чтобы пресечь такую жестокость в нем еще в раннем детстве?

- Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребёнок, который ещё только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей – мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не осознают последствий своих поступков. Это определённый этап взросления. На поведения дошкольника сильно влияет семья и ближний круг, в котором они вращаются.

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребёнка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой суровое наказание может привести к ещё более серьёзным последствиям. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная агрессия у детей может быть обусловлена рядом факторов.

- Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребёнка?

- С самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребёнку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа.

Показывайте пример своим поведением. Родители для малыша – единственный бесспорный авторитет.

Говорите ребёнку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.

Постарайтесь, чтобы ребёнок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете.

Рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять всё живое.

Рассказывайте ребёнку, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его.

Обращайте внимание ребёнка на то, что все люди разные, но все мы живём на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга.

Найдите ребёнку интересное занятие, где он мог бы проявить себя (спорт, творчество, игры и т.д.).

Показывайте хорошие добрые мультфильмы и фильмы, слушайте вместе детские песни.

Читайте и обсуждайте с ребёнком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках главных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребёнка.

- На сегодняшний день активно возвращают из Сирии наших «заблудших» граждан, среди них и те, кто вернулся с ребенком, которого воспитывали в условиях «джихада». Этих детей активно социализируют, адаптируют в нашем обществе. Стоит ли родителям обычных детей беспокоиться, если возвращенный из Сирии ребенок станет дружить с их чадом?

- Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба – это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Родителям бояться не стоит!

Например, младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географического принципа – сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. При этом практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом.

А, вот у детей постарше, появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи.

Для детей прибывших из зон боевых действий, это тоже очень важно.

- Как обучать детей мерам антитеррористической защищенности?

- В школе организуются тематические уроки и классные часы. На данном этапе формируется у детей понятийная база об опасностях и чрезвычайных ситуациях, вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, в школе и общественном транспорте. Кроме того, можно дать общие рекомендации и рассказать, как действовать ребенку при захвате в заложники или при похищении. Также научить навыкам защиты от опасностей и оказанию само- и взаимопомощи.

- Имели ли вы опыт общения с детьми, которых вернули из Сирии? (если да, то какую работу вы с ними проводили; тяжело ли им адаптироваться; не дразнят ли их сверстники и тп)

- Да, есть такой опыт в моей работе. Выстраивались отношений с родителями, а затем со школьником в течение нескольких месяцев. Бывали случаи, когда родители шли на контакт, а ребёнок отказывался от посещения педагога-психолога. Тогда работаем не с ребенком непосредственно, а в направлении консультаций «психолог—родитель/законный представитель».

С такими детьми проводится диагностика познавательных процессов, личностных особенностей, составляются их индивидуальные карты- тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие параметры.

- А с родителями школьников проводится какая-либо работа по профилактике терроризма? (Может их обучают как проводить беседы дома на эту тему с собственными детьми; как заметить опасное окружение ребенка до того, как ребенок изменится до неузнаваемости)

- Да, с родителями проводятся мероприятия. Проведение бесед на родительских собраниях с обсуждением вопросов, связанных с распространением экстремистских взглядов среди населения. Регулярное информирование родителей воспитанников памятками по профилактике терроризма.

Выпуск буклетов с памятками «Как вести себя в чрезвычайной ситуации», «Как не стать жертвой терроризма», «Безопасность наших детей» и др.

Терроризм можно победить, но для этого надо бороться за умы и осознанность маленьких граждан большой страны. Бороться надо всем вместе: учителя, родители и просто окружение.