От мази до новокаиновой блокады. Открытия, прославившие хирурга Вишневского

Александр Вишневский (крайний слева) в Казанском военном госпитале в годы Великой Отечественной войны. © / из архива Казанского военного госпиталя / Public Domain

Ох уж это советское детство – бег по гаражам и деревьям, игры в футбол во дворе, догонялки – тут без ссадин не обойтись. На помощь приходила «Мазь Вишневского». Многим она спасла здоровье и жизнь. Мало, кто знает, что изобретатель целебного средства со специфическим едким запахом - уроженец Дагестана.

   
   

Его отца, Василия Вишневского, сослали из Саратова на Кавказ за «бунтарство». Здесь, в Новоалександровке (ныне Нижний Чирюрт), в 1874 году родился сын Александр, ставший одним из величайших русских хирургов и основателем целого направления в медицине. Как в селении чтят память врача, dag.aif.ru рассказала заслуженный учитель Республики Дагестан, краевед Зайнаб Мурадисинова.

Знал кумыкский язык

«Александр рос в армейской среде – отец штабс-капитан пехотного полка, мать – дочь священника, - говорит Зайнаб Идрисовна. - Характер маленького Саши складывался в атмосфере строгой дисциплины и чувства ответственности за каждое порученное дело. Именно это чувство ответственности он пронес через всю свою жизнь».

Вишневский-младший учился в Астраханской гимназии, а летние каникулы проводил дома, в Чирюрте, где его ждали не только друзья, но и охота, рыбная ловля и верховая езда.

«Александр Васильевич очень любил Дагестан, часто приезжал, буквально перед смертью (13 ноября 1948 года) он посетил родные места, гулял, встречался со своими друзьями и разговаривал с ними на нашем, кумыкском, языке. Семью Вишневских очень уважали и любили, и в знак своих тёплых, дружеских чувств к семье их сосед подарил корову», - продолжает собеседница. 

Зайнаб Мурадисинова (посередине) с внуком А. В. Вишневского Александром Александровичем и его дочерью Галиной, то есть с правнучкой Вишневского. Фото: Из личного архива Зайнаб Мурадисиновой

После окончания гимназии 20-летний Саша поступает на медицинский факультет Казанского университета. Поначалу будущего хирурга терзали сомнения – он думал пойти по стопам отца и стать военным. Но в итоге остановил свой выбор на врачевании. И не зря. В 1899 году Александр с отличием окончил университет. С Казанским университетом судьба связала Вишневского надолго.

Через 13 лет он избирается в Казани профессором кафедры хирургической патологии. А спустя два года становится заведующим кафедрой госпитальной хирургии, где он работает следующие 12 лет. Александр Васильевич разработал научную концепцию роли нервной трофики в воспалительном процессе.

   
   

«Молодой врач, обладающий незаурядными способностями, без колебаний избирает трудную специальность хирурга и тут же подкрепляет свое желание упорным трудом по изучению анатомии, физиологии, фармакологии. Он не боится черной работы. В 1934 году, после 35-летней плодотворной научной врачебно-хирургической деятельности в Казани, Александр Васильевич переезжает в Москву для руководства хирургической клиникой центрального института усовершенствования врачей и Всесоюзного института экспериментальной медицины. С 1946 года он – действительный член Академии медицинских наук, директор Института хирургии в Москве», - говорит Мурадисинова.

Обезболил и в бой!

Мазь, которую он создал, потрясла весь научный мир того времени.

В 1927 году Александр Васильевич изобрёл масляно-бальзамическую повязку, по-научному «линимент бальзамический по Вишневскому». Смешав ксероформ, березовый деготь и касторовое масло, учёный получил состав в виде мази- она обладает регенерирующими и антибактериальными свойствами. Ею лечили и продолжают лечить до сих пор кожные заболевания, ожоги, обморожения, раны, язвы, пролежни, влажные мозоли, фурункулы, воспаления лимфатических узлов и сосудов, порезы. Хотя в наше время средство считается устаревшим.

Спасением для советских солдат во время Второй мировой войны стали новокаиновые блокады Вишневского. После долгих лет опытов он установил, что раствор новокаина благоприятно воздействует не только на местные ткани, но и на организм в целом. Блокадами лечили шок, хирургический сепсис, воспаления, расстройства тонуса мышц.

Его сын Александр Александрович  тоже стал хирургом. Он продолжил дело отца – изучение влияния новокаиновых блокад на организм человека. В июне 1939 года в районе боевых действий на реке Халхин-Гол А.А. Вишневский в составе бригады рабочее-крестьянской Красной армии впервые в практике военно-полевой хирургии подтвердил значимость новокаиновых блокад. В годы советско-финской войны работал хирургом. Впоследствии стал главным армейским хирургом советской армии.

Правнучка Вишневского Галина Вишневская со своими детьми. Фото: Из личного архива Зайнаб Мурадисиновой

«Когда Александра Васильевича спросили: «Как вы смогли воспитать в своем сыне такого сильного хирурга?», он отвечал: «Очень просто: я десять лет держал его в анатомичке, у отличных физиологов. Первое, что необходимо для любой специальности в медицине, это изучение строения человеческого организма, нормальной и патологической анатомии». Александр Александрович оперировал любые органы. А это имело большое значение в боевых условиях, когда вопрос жизни и смерти решали минуты.

«Крупнейший советский хирург с мировым именем, он разработал проблемы обезболивания в хирургии сердца, органов средостения, нервной трофики в хирургии, применения полимеров в хирургии. Главный хирург Советской Армии, он подчеркивал возросшее значение современного общего обезболивания в сложных условиях военно-полевой хирургии. Блестяще разработанная система оказания помощи раненым позволила советским хирургам добиться возвращения в строй 70 % раненых солдат и офицеров. Такого большого возврата в строй не было ни в одной стране мира ни в одну из войн», - рассказывает о сыне Александра Васильевича хранительница памяти о династии Вишневских.

После смерти отца Александр Александрович руководил Институтом хирургии им. А.В. Вишневского АМН. Немногим дано удачно сочетать руководящую должность и профессиональную практику, но ему это удалось, говорит Мурадисинова. Внук Вишневского – тоже Александр Александрович – был удостоен Государственной премии СССР за создание и внедрение в практику новых лазерных хирургических средств.

«Гордость советской медицины, детище Вишневских, Институт хирургии на Серпуховке сегодня – это центр, включающий в себя десятки различных отделений самой разной хирургии, где трудятся известные медики, воспитанные Александром Васильевичем, Александром Александровичем, ежедневно совершающие чудеса профессионализма, мужества и героизма»

Связанные одной нитью

Еще в советские годы в Нижнем Чирюрте был создан Дом-музей В.А. Вишневского. Со временем здание музея обветшало, часть эспонатов была испорчена, а иные и вовсе пропали. Усилиями местных властей, главы Кизилюртовского района Магомеда Шабанова, самой Зайнаб Мурадисиновой и заведующего хирургическим отделением в Москве Багавдина Ахмедова удалось привести в порядок и дом-музей, и прилегающую к ней территорию, и памятник.

Дом-музей им. А. Вишневского в Нижнем Чирюрте. Фото: Из личного архива Зайнаб Мурадисиновой

«Открытие музея приурочили к 140-летию со дня рождения Александра Васильевича и 70-летию Института хирургии им. Вишневского, главного хирургического учреждения страны. На открытие в 2014 г. приехали правнучка Галина Александровна и целая бригада медиков Института хирургии. Так, два музея – маленький в Нижнем Чирюрте и солидный – в Институте хирургии – связаны одной нитью, именем А.В. Вишневского. Правнучка Галина Вишневская подарила музею посмертную маску деда (Александра Александровича), альбом с фотографиями посещения им Нижнего Чирюрта с Расулом Гамзатовым, с которым он дружил.

Галина Александровна продолжила дело прадеда, деда и отца. Она профессор, доктор медицинских наук. Она с гордостью носит имя Вишневских и благодарна дагестанцам за музей. За то, что, далеко от Москвы есть уголок, где чтут память о Вишневских. Ведь без корней и памяти нет будущего. А будущее определяет настоящее.

Памятник во дворе дома-музея А. Вишневского. Фото: Из личного архива Зайнаб Мурадисиновой

«Хотя, сын, внук и правнучка не жили в Чирюрте, они всегда тянулись сюда. Галина Александровна поддерживает с Дагестаном очень тесную связь. Замечательный коллектив института не забывает нас - к каждому юбилею или дате большая бригада хирургов приезжает, оказывает помощь, проводит мероприятие. Сначала все мероприятия проводят в Чирюрте, а потом мы едем в Москву и уже на широком уровне проводим этим мероприятия в институте центра хирургии им. Вишневского», - продолжает краевед.

Александр Вишневский, его сын и внук похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.