«Афганский» мир. Как живут воины-интернационалисты?

Афганистан снова стал горячей точкой на карте планеты. С 1979 по 1989 год СССР отправил в эту республику 620 тысяч советских солдат. Как живут дагестанские ветераны афганской войны, те, кто защищал интересы Советского Союза в горах Гиндукуша, и что они думают о нынешних событиях?

   
   

Жилищный вопрос

В Дагестане осталось чуть более 3 тыс. ветеранов афганской войны, сообщил «АиФ Дагестан» заместитель председателя дагестанского отделения общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» (РСВА) Муслим Шавлухов.

У дагестанских «афганцев» одна главная проблема на всех – они годами ждут от государства субсидий на улучшение жилищных условий. Конечно, есть те, кто получил деньги или квартиру, но большинство ещё стоят в очереди. А иные не дождались – умерли.

«У нас 15 отделений в разных районах Дагестана. Мы проводим памятные мероприятия 15 февраля (день окончания вывода советский армии из Афганистана. – Прим. ред.), 23 февраля и 9 Мая. Часто встречаемся со школьниками, проводим воспитательную работу, – рассказал Шавхулов. – Но мы общественная организация, поэтому не можем оказывать материальную помощь нашим ветеранам. У нас просто нет таких возможностей. При этом обращаемся в разные структуры с просьбой помочь «афганцам» в каких-либо вопросах».

Бывшим воинам-интернационалистам, вставшим в очередь на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 года, субсидии выдаёт федеральный бюджет через Минтруд Дагестана. Сейчас в этом списке 650 человек. В этом году жилищные сертификаты планируется выдать 189 «афганцам».

«В первом квартале 2021 года выдали 95 сертификатов, остальные 94 планируем выдать до конца года. Выплата фиксированная, в первом квартале этого года она составила 1 143 864 рубля», – сообщила «АиФ Дагестан» представитель ведомства Надия Джамалудинова. В прошлом году Минтруд республики выдал 83 сертификата.

Фото: РИА "Дагестан"

Не надо денег

«Я встал на очередь в 1996 году, а получил сертификат в прошлом году. Нам должны дать жильё, а в место этого дают эти деньги, на которые не купишь квартиры. Представьте, когда получат субсидии те, кто встали на очередь в этом году! Они не доживут до этого дня», – говорит Шавлухов.

   
   

Ветеранов, вставших на очередь в 2005 году и позже, жильём должен обеспечить региональный бюджет через Министерство строительства Дагестана. Но они получат жильё на общих основаниях, как и другие очередники.

«Вот один ветеран состоит в очереди 1050-м, он когда получит? Даже его правнук не получит, – рассказал Шавлухов. – В 2008 году я участвовал в голодовке в «афганском» парке Махачкалы, нас тогда было 50 человек. В бюджет тогда заложили 30 млн на строительство дома для «афганцев» у Вузовского озера. В 2010 году руководитель дагестанского отделения РСВА Магомед Хадулаев встретился с действующим на тот момент главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым и убедил его выделить еще 74 млн рублей на строительство многоквартирного дома. Но никто из тех, кто голодовал в парке не получил квартиру в новом доме. 60 квартир получили другие ветераны, которые никогда не участвовали в голодовке».

Как пояснили в отделе учёта и обеспечения жилищных прав отдельных категорий граждан Минстроя РД, до 2005 года ветеранов боевых афганской войны обеспечивали жильём за счёт федерального бюджета, а потом эту задачу возложили на регионы. В Дагестане в 2006 году приняли закон «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилфонда РД по договору соцнайма…». Закон приняли, но денег за всё это время так и не дали. А ведь прошло 15 лет! Сейчас на учёте в Министерстве строительства республики состоят 512 ветеранов афганской войны и 54 семьи погибших в Афганистане военнослужащих. Никто из них ещё не получил жильё.

Духи с гор

Муслим Шавлухов служил в Афганистане в 1984–1986 годах гранатомётчиком, принимал участие в боевых действиях.

«Тогда не было движения «Талибан» (организация признана экстремистской и запрещена в РФ), были «духи» и моджахеды. «Духи» спускались с гор в селения и города, грабили, а мы защищали местное население. Был в городах Ташкурган, Шибарган, в Кабуле. Местные жители к нам хорошо относились. Наши там школы построили, детсады, дороги делали, всю работу делали», – вспомнил Шавлухов свои армейские годы. Особенно ему запомнилось афганское мороженое в стаканчиках, такого тогда в Союзе ещё не было.

Зато в Советском Союзе было очень хорошее отношение к участникам войны. Власть пыталась хоть что-то компенсировать молодым ребятам, воевавшим и умиравшим непонятно за какие идеалы. «Все вопросы помогали решить, обеспечивали работой, выдавали жильё, помогали с поступлением в вуз. Очень хорошие времена были», – ностальгирует ветеран. А сейчас многие афганцы болеют. У кого-то рак, но они не получают никакую льготную медицинскую помощь, отмечает Шавлухов. Лишь Российский союз ветеранов Афганистана ежегодно выдаёт 15-20 путевок в санаторий. Вот и вся забота.

Комментарий

Руководитель исполкома местного Союза ветеранов Афганистана Шамиль Хадулаев: 

– В ближайшее время в этой стране мира не будет. В провинции Панджшер сформировалось ополчение под командованием Ахмада Масуда – сына известного полевого командира Ахмад-Шах Масуда. Они отказались подчиняться «Талибану» (запрещенная в РФ террористическая организация)». Но дагестанским афганцам это малоинтересно.