Курс на юг. Россия расширяет портовую инфраструктуру на Каспии

Махачкалинский порт пока недозагружен. © / Ума Саадуева / АиФ

В последние годы в стране и в самом Дагестане растет интерес к портовой инфраструктуре, расположенной на побережье Каспийского моря. Владимир Путин на прошедшем Каспийском саммите заявил о развитии трех ключевых портов. Чего ждать, выяснял dag.aif.ru

   
   

Новый коридор

О выстраивании международного транспортного коридора «Север-Юг» президент РФ заявил на на прошедшем в Ашхабаде шестом Каспийском саммите. В нем приняли участие помимо России Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран.

«Это поистине масштабный проект транспортной артерии протяжённостью 7200 километров – от Санкт-Петербурга до портов Ирана и Индии, - сообщил президент. - В России приняты и реализуются Стратегия развития национальных морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Мы расширяем на Каспии соответствующую инфраструктуру. Особое внимание уделяем портам Астрахань, Оля и Махачкала», – сказал президент.

Справка
Стратегией предусматривается строительство нового морского порта в Дагестане, развитие автомобильных и ж/д подходов к морским портам, развитие туристического потенциала. А также создание промышленных кластеров, благоприятных условий для развития гражданского судостроения и судоремонта. К 2030 году планируется рост контейнерного грузооборота до 265 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год и привлечь в Каспийский регион до 30 тысяч туристов в год, создать новые рабочие места.

У Каспийского региона высокий экономический потенциал, полагают эксперты. Сейчас, когда во всем мире идет перестройка цепочек поставок, и в связи с этим Каспий может стать важным логистическим хабом для торговой инфраструктуры всего мира.

Глава Дагестана Сергей Меликов уже объявил о строительстве ещё одного морского порта в городе Избербаше. К немуначали строить подъездную дорогу. Новый порт входит в перечень объектов коридора «Север-Юг», макет которого был представлен руководителем субъекта на ПМЭФ. Звучит перспективно, а что думают эксперты?

Подождите лет 10?

По мнению политолога Магомеда Магомедова, строительство новой гавани займет до 10 лет.

«О развитии инфраструктуры на Каспии говорится много лет. Санкции и агрессивная политика Запада по отношению к России заставили вернуться к этому проекту. Махачкалинский морской торговый порт, порт Оля, порт Астрахани полностью отвечают всем задачам, которые могут быть поставлены перед ними. Они полностью не загружены. Когда их потенциал будет реализован, тогда можно говорить о строительстве каких-то новых портов. На мой взгляд, лучше наладить более тесные отношения с Азербайджаном и обговорить какие-то отдельные транзитные вопросы, связанные с проездом грузового транспорта через него. Не будем забывать о том, что строительство новых портов – это, можно сказать, удар по пляжной инфраструктуре Дагестана (и так небогатой) и экологии Каспийского бассейна», - резюмирует эксперт.

   
   

По словам политолога Ханжана Курбанова, Дагестан еще до конца не осознал выгоды Каспия, его логистика в должной мере не используется.  

«Мы не чувствуем, что мы морской регион. Минимум лет 30 прошло с тех пор, как наш изобретатель, ученый Гамид Халидов пытался обратить внимание федерального центра и местного экспертного сообщества на проблему МТК «Север-Юг», на его оживление транспортного коридора, при котором мы имели бы возможность международного транзита. Халидов предлагал построить верфь, которая бы производила трехкорпусные суда, которые выдерживают качку и боковой ветер и развивают большую скорость. Они бы подошли для капризного Каспийского мора.  Но эти заявки и идеи в России из-за бюрократизма не были реализованы. А сейчас мы подошли к той черте, когда надо обращаться к местному потенциалу и ресурсу. Нам нужно активировать каспийские выгоды. Надо открыть эти ворота».

Почему планы оставались планами?

С этим согласен и экономист Эдуард Уразаев: «Потенциал Махачкалинского морского порта используется не в полной мере из-за меняющихся планов других государств по выбору основного маршрута МТК «Север-Юг» и направления части грузопотока через порты в Астраханской области. А ведь Махачкалинский порт - единственный незамерзающий и с удобными морскими, железнодорожными и автомобильными подъездами к нему. Планов по его развитию было много, но их не удалось реализовать как из-за конкурентных проектов по созданию портов в Астраханской области и Калмыкии, так и из-за меняющейся конъюнктуры на международном рынке нефтепродуктов. Не способствовали развитию порта и конкуренция между бизнесменами за контроль над портом и нерешённость вопроса о его приватизации.

Если же заняться усовершенствованием Махачкалинского морского порта и создать на его базе, как ранее планировалось, транспортный хаб, то потенциал его вырастет и будет готов к ожидаемому из-за изменившейся геополитической ситуации росту грузопотока из России в страны Юго-Восточной Азии и обратном направлении.

В случае реализации этого сценария Дагестан получит инвестиции, новые рабочие места, рост собственных доходов в бюджет, расширение экспортных возможностей. Более развитая транспортная инфраструктура должна стимулировать экономическое сотрудничество России в целом, и Дагестана в частности, с соседними и дальними странами, способствуя социально-экономическому развитию региона.