Навести мосты заново. Новые сооружения не вынесли тяжести проблем

Сразу два ЧП с мостами случились в республике в течение месяца. В Буйнакском районе посередине моста образовалась трёхметровая дыра из-за рухнувшей в воду опоры. А на трассе Хасавюрт – Бабаюрт обрушился недавно установленный мост. А ведь ещё в начале октября на его установке побывал тогдашний глава республики Владимир Васильев...

   
   

Не выдержал груза

Новый разрекламированный быстровозводимый мост на 14-м километре автодороги Хасавюрт – Бабаюрт не дожил до Дня дорожника, отмечаемого 18 октября, – у него обрушился один из пролётов. Причина оказалась проста: вес грузовика МАЗ с прицепом составлял 70 тон вместо допустимых 30. Водитель проигнорировал требования об ограничении допустимой нагрузки. Впрочем, уже до этого ЧП на дороге ввели ограничение движения автотранспорта в связи «с просадкой промежуточной опоры». Спасти ситуацию должен был временный авторазборный мост (так называемый САРМ). На его установке побывал лично глава республики 1 октября. И вот спустя две недели такой конфуз. Пользователи в Интернете шутят, что мост не выдержал не груза, а ухода Васильева.

«Пострадавших в происшествии нет, но имеет место материальный ущерб, – сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе Минтранса Дагестана. – Деформированный мост демонтирован. Движение пущено по объездным маршрутам. Прорабатывается вариант устройства трубчатого перехода с перепус­ком воды в канале и устройством насыпи. Начаты подготовительные работы».

Этот путепровод не первый пострадавший – в конце сентября в Буйнакском районе посередине моста образовалась трёхметровая дыра из-за рухнувшей в воду опоры. Вспомним и новый путепровод в Буйнакске, который упал на рабочих прямо перед сдачей в эксплуатацию. Другие мосты в Дагестане не переживают даже ливней – их попросту смывает.

«Главная проблема региональных эстакад – возраст. В Дагестане из полутора тысяч мостов 51 – старше 40 лет, и они требуют серьёзного ремонта. Следом идёт халатность властей и разные форс-мажоры. Ирония в том, что, как правило, упавшие мосты были торжественно открыты с участием первых лиц регионов», – саркастично улыбается общественный деятель Махмуд Камалов.

Почему мосты пришли в негодность? В своё время их строили «народным способом», силами колхозов и совхозов, и они просто не были рассчитаны на столь долгую эксплуатацию.

Фото: Пресс-служба администрации Буйнакского района

Пока в республике пошли по пути временного «латания дыр» – 94 млн рублей в этом году потратят на установку 15 САРМ. Властям республики в этом виделось некое решение проблемы – временные конструкции спасут ситуацию на самых проблемных участках, кроме того, госзаказом поддержат местного производителя этих конструкций. В дальнейшем разборные мосты планировалось поставить на баланс МЧС и использовать при ЧС. И хотя конструкции изначально преподносились как временные, вряд ли власти ожидали, что настолько! Очевидно, что проблема капитальная и решать её надо тоже капитально, с поправкой на дагестанское разгильдяйство – пример с МАЗом в этом плане весьма показателен. Горные территории занимают 44% от площади региона, на них проживает свыше 33% населения, поэтому надёжная эксплуатация мостов и дорог – вопрос жизненно важный.

   
   

Капитально не заслужили

«Следует обратить внимание в целом на дорожную инфраструктуру и провести мониторинг безопасности этих дорог. Практически каждую неделю в республике происходят обвалы на разных участках горных районов. Таких участков, где возможен обвал, много. И если власть не обратит на них внимания и на разрушающиеся мосты, не выделит средства – трагедии неизбежны. И они будут на совести тех, кто решил сэко­номить или своровать», – считает архитектор Ренат Абдуллаев.

Любопытно, что в конце апреля на сайте правительства РД сообщалось о 1500 ветхих мостовых сооружений, большинство из которых «требуют замены либо полного пере­устройства». Тогда же было дано поручение Минтрансу РД определить «тонкие места» и те районы, которым помощь нужна больше всего. Однако в начале октября Васильев сообщил уже о 1300 путепроводах, оценить жизнеспособность которых ещё предстоит. Пока же из сделанного – два временных моста в Бабаюртовском районе, один из которых уже вышел из строя…

Кстати, на том же апрельском совещании в правительстве министр транспорта Ширухан Гаджимурадов сообщил, что все мосты, требующие реконструкции, будут отремонтированы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По ней с 2021 по 2024 год республика получит из федерального бюджета 4 млрд рублей.

Как там у классика: «Свежо предание, а верится с трудом…».