Урок для всех. В Махачкале ученик зарезал одноклассника

В лицее №51 в понедельник произошла трагедия, которая потрясла всю республику, – девятиклассник ударил ножом своего сверстника. От полученных ранений 14-летний подросток скончался в больнице. Как это могло произойти в стенах школьного учреждения, где была охрана, и в чём причины нападения, выяснил «АиФ Дагестан».

   
   

«Он же мальчик»!

В сети Интернет появилось видео, снятое очевидцами произошедшего, где двое девятиклассников что-то возбуждённо обсуждают во дворе школы, и через мгновение один из оппонентов достаёт нож и наносит удар в грудь другому и убегает. Узнав о смерти сына, у матери убитого случился сердечный приступ. Сейчас, по сообщению регионального Минздрава, она находится дома.

После содеянного парень сам пошёл к директору школы и рассказал о случившемся.

«Нож я приобрёл примерно год назад в маленьком магазинчике. Купил просто, чтобы дома лежал. У всех есть, чтобы у меня тоже был. В один день решил положить его в карман. Когда случилась драка, в состоянии аффекта я достал нож и ударил его. Я не хотел убивать, получилось случайно», – рассказал подозреваемый на допросе в МВД Дагестана.

Возбуждено уголовное дело по статье «Убийство», а от должностей освобождены директор школы и его заместитель.

Но словам подростка верят не все. По мнению нашего источника в школе, мальчика неделю назад избили за пределами школы, а в понедельник парень пришёл в школу и предложил одному из зачинщиков его коллективного избиения «разобраться». Однако сам задержанный ни о какой коллективной травле не сказал ни слова.

«Если сегодня в школу ходят с ножами, то чего ждать завтра? С ружьём будут ходить, как в Казани? Куда смотрели родители этого мальчика, а директор и охрана школы просто протирают штаны на своих рабочих местах?» – возмущается предприниматель Арслан Багандов.

   
   

Фигурантами уголовного дела стали также руководители частного охранного предприятия, следившие за порядком в школе. В лицее неохотно говорят после трагедии, ссылаясь на то, что устали от внимания журналистов: «У нас и так такая беда, а вы ещё со своими вопросами».

По словам одноклассников и учителей общеобразовательного учреждения, обвиняемый подросток отличался конфликтным поведением, что подтверж­дает и уполномоченный по правам ребёнка в РД Марина Ежова.

«Этот мальчик был известен как сложный, ему требовалось дополнительное внимание. Он очень плохо учился, неоднократно переводился из школы в школу. Был на семейном обучении какое-то время. С ним должны были быть выстроены особые отношения, оказана психологическая помощь, выстроена социальная работа с семьёй. Но этого не произошло, потому что в масштабах дагестанского общества проявление агрессии у молодых людей воспринимается как признак мужественности. Это не осуждается, а где-то даже прощается», – рассказала омбудсмен, добавив, что мать неоднократно ставили в известность о поведении сына, на что она пожимала плечами со словами: «Он же мальчик!»

Фото: Следственный комитет России

Выводы из трагедии

Врио министра образования и науки РД Яхья Бучаев провёл экстренное совещание с директорами школ Махачкалы.

«Впервые за столетнюю историю Дагестана произошёл такой конфликт между школьниками, приведший к человеческой гибели. Подросток четыре дня готовился к совершению преступления. Многие окружающие знали о «тлеющем» конфликте среди одноклассников, но вовремя не приняли мер. На месте происшествия от угрызения совести плакали взрослые люди, которые знали о назревающей катастрофе и ничего не предприняли. Это будет тяжёлым и трагическим уроком для всех нас», – отметил Бучаев.

Врио главы Дагестана Сергей Меликов поручил правительству республики и Министерству образования и науки подготовить предложения для повышения уровня безопасности в учебных заведениях, сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе главы республики. По мнению директора гимназии №4 Ираиды Пашук, у детей много соблазнов и за пределами школ. А взрослые им потакают. Она считает, что нужно обратить внимание на нарушение закона местными торговцами и продажу несовершеннолетним табачной, алкогольной и другой запрещённой продукции.

«При взаимодействии с сотрудниками МВД необходимо усилить воспитательную работу и с родителями», – считает Пащук.

С этим согласны и другие экс­перты. Агрессия детей – результат недоработки родителей, говорит школьный психолог Мадина Раджабова.

«Что это за родитель, который не разглядел агрессии и перемены в характере собственного сына? Думать, что это всё наговаривают, безответственно. Такой родитель думает, что если он закрывает глаза на проблему, то ничего не происходит. Бывает: «Ой, а дома он такой замечательный, добрый, он и матерных слов даже не знает», а в школе ребёнок совсем другой. Надо ещё проверить, нет ли внутренних проблем в семье. Если там есть хоть малейшее доверие и искренность, то склонность к буллингу (школьной травле, агрессии) пропустить невозможно. Всё равно ребёнка-агрессора видно по его поступкам по отношению к другим людям. Его надо было в своё время отвести к психологу, но родители просто закрывали на это глаза», – считает психолог.