Разбили висок. Зачинщикам школьной драки в Дагестане заплатили по 500 рублей

Зачинщик драки назначил встречу в туалете и взял на подмогу ещё два десятка ребят. © / соцсети / Кадр из видео

Ученики школы в Дербенте с утра, перед началом уроков, устроили побоище в туалете, навалившись толпой на девятиклассника. Некоторым ребятам, как утверждает мама пострадавшего, зачинщик заплатил за участие. Родителям избитого о драке не сообщили, а на следующий день мальчику стало очень плохо. Подробнее - в материале Dag.aif.ru.

   
   

До потери сознания

«Смельчаки», толпой избившие 15-летнего подростка в школе №19 в Дербенте, могли остаться безнаказанными, если бы родители пострадавшего мальчика не предали ситуацию огласке.

Избиение произошло за 10 минут до начала уроков, но никто за целый день из школы не позвонил родителям и не сообщил о том, что пострадал их ребёнок. Об этом пресс-секретарю МВД Гаяне Гариевой в аудиосообщении рассказала мама мальчика. Она узнала обо всём позже от сына. Ему на следующий день стало так плохо, что его пришлось положить в больницу. Подростка рвало, голова раскалывалась, он терял сознание.

В детской хирургии городской больницы ему поставили диагноз «сотрясение головного мозга, перелом височного отростка скуловой кости слева, ушиб мягких тканей головы». Выписка из больницы опубликована в социальных сетях.

Чтобы не зазнавался?

Мама рассказала, что зачинщик побоища, ученик 11 класса, агитировал на драку других ребят, уверяя их, что её сын «раскачивает какую-то информацию о том, что он сильнее всех в школе, и он «любого порвёт».

«Они решили доказать, что это не так, избив его группой, обговорив весь план, кто ударит первым», - говорит женщина на опубликованной пресс-секретарём МВД аудиозаписи.

Одиннадцатиклассник по телефону вызвал девятиклассника, и тот спустился на первый этаж. Школьная камера сняла толпу ребят в коридоре, но дальнейшее происходило за закрытыми дверьми туалета. Одного били около 20 школьников. После этого, по словам мамы, зачинщик заплатил участникам издевательств по 500 рублей, это видели дети.

   
   

Один мальчик пытался призвать на помощь взрослых, сказал техслужащей, но она его просто прогнала. Учитель физики тоже отстранился. А директор уже после инцидента попыталась отвести ответственность от некоторых участников, говорит мама.

На кого равняются?

Обращение родителей в МВД дало эффект. Возбуждено уголовное дело п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью группой лиц), идёт расследование. Прокуратура нашла нарушения в действиях должностных лиц школы и внесла представление главе Дербента Ахмеду Кулиеву.

Он лично встретился с участниками инцидента и пообещал, что на следователей никто не будет давить, они разберутся и накажут виновных. 

«Это происходит, когда на определенных этапах педагоги и родители не уделяют должного внимания воспитанию личности, перекладывают ответственность друг на друга. Чтобы искоренить подобные ситуации и воспитать здоровое поколение, всем нам необходимо объединить усилия. Это нужно для будущего наших детей», — сделал вывод глава городского округа.

Ахмед Кулиев встретился с учениками школы, между которыми произошёл конфликт, и их родителями. Фото: Telegram-канал главы Дербентского района

Учитель русского языка и литературы Ольга Якуб из Республиканского физико-математического лицея-интерната признаёт, что такие жестокие разборки между подростками происходят в Дагестане всё чаще.

«Ребята «переходного возраста» стараются доказать свою индивидуальность, прибегая к физической силе. Учителя уделяют максимальное внимание своим воспитанникам, но работа никогда не будет плодотворной без поддержки школы, школьного психолога и семьи, - уверена она. - Иногда родители не видят проблем, и всю вину перекладывают на плечи учебного заведения. Только при взаимодействии семьи и школы мы сможем изменить эту плачевную ситуацию».

Педагоги не всегда знают о происходящем в подростковой среде, признаёт и директор каспийской школы №1 Фериде Алиева.

«В идеале учителя должны знать о назревающих конфликтных ситуациях, есть службы сопровождения, которые тоже должны знать лидеров и отверженных в любом детском коллективе. Но современный подросток больше подвержен влиянию интернета, - говорит она. - Что читает и какие фильмы смотрит современный подросток, кто является для него авторитетом в семье , в обществе, в школе? Сложно ответить на эти вопросы».

На её взгляд, к агрессии в подростковом возрасте приводят неправильно сформированная самооценка в раннем детстве, отсутствие своего мнения, безнаказанность со стороны родителей, отсутствие чувства ответственности за себя и за других.

КОММЕНТАРИЙ

Семейный психолог Марина Асанова:

«Подростковый возраст характеризуется поиском своего места в иерархии, стремлением к признанию. Если кто-то из учеников воспринимается как сильный и выделяющийся, это может вызывать зависть, а вместе с ней желание доказать своё превосходство через физическое насилие. Также в подростковом возрасте крайне важно стремление принадлежать к группе. Страх оказаться изолированным или отверженным может привести к тому, что подростки поддаются давлению и следуют за лидером, даже если действия являются аморальными. Это поведение усиливается при наличии авторитета (в данном случае инициатора), который может манипулировать и поощрять жестокость, как это произошло, когда он предложил деньги.

Важно учитывать, что в подростковом возрасте способности к эмпатии (сочувствию, сопереживанию) только формируются. В условиях, где присутствует жестокость, агрессия и ощущение безнаказанности, эмпатия может подавляться, а чувства других людей становятся незначительными. Тот факт, что руководство школы не сообщило матери о случившемся, может свидетельствовать о недостатке внимания и контроля со стороны взрослых.

Откуда такая жестокость? Из-за совокупности факторов: отсутствия адекватной поддержки и контроля, группового давления и личных психологических особенностей подростков, таких как повышенная агрессивность или неразвитая эмпатия.

Важно вести профилактическую работу, учить их здоровым способам самовыражения, навыкам разрешения конфликтов, развивать эмпатию, чтобы предотвратить подобные случаи».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Социальный педагог Эльза Бегеева:

«Я не считаю, что сейчас дети более жестоки, нежели их сверстники пять, десять, пятнадцать лет назад. Почему?

Давайте вспомним как раньше ходили село на село, улица на улицу. Всегда существовал такой формат, что есть юношеская, подростковая агрессия и жестокость. Гормональное созревание и неустойчивость нервной системы приводят к не совсем адекватным эмоциональным и поведенческим реакциям, им куда-то это нужно выплёскивать.

Просто сейчас в нашем неспокойном мире, агрессивность стала по-другому выглядеть, а дети хуже управляют собственным поведением, чем их предшественники. Снизилась способность к самоконтролю. Результаты исследований показывают, что современные подростки к 17 годам достигают уровня самостоятельности, который 25-30 лет назад имели дети 7-10 лет. Некоторые исследователи определяют границу подросткового возраста 21 годом. Современные подростки другие, они социально маленькие, хотя физически и интеллектуально они вполне зрелые.

Первый момент – это инфантилизм как беда поколения, несамостоятельность и безответственность. И второй момент – общество становится другим. К сожалению, у нас нет такой структуры семьи, которая была раньше, не во всех школах в прежнем формате ведётся воспитательная работа, нет двора, в котором двое вертят скакалочку, чтобы третий мог прыгать. Мы переходим в другой формат общения на разных уровнях. Присоединяется виртуальное общение, которое диктует вообще другие правила, стирает границы.

Люди не боятся проявлять агрессию в сети, не боятся получить ответ, не боятся получить за определенные действия даже деньги, могут представляться каким угодно именем, выплёскивают на кого угодно что угодно.

Всё, что было неловко, стыдно или страшно сказать в глаза, потому что получишь негативную обратную связь, а может, и физический ответ, можно сказать в виртуальном мире. Психика к этому привыкает, и в реальной жизни человек становится готов перейти границы».