В дагестанских кинотеатрах зрители нового триллера «Горничная» с Сидни Суини вздрогнули от неожиданности — самые щекотливые сцены на экране внезапно погружались во мрак. На экране — чёрный прямоугольник, в зале — смех и шёпот, в колонках — звуки страсти. Эротику попросту «замылили». Но, как ни парадоксально, сам факт демонстрации подобной картины — настоящий светский прорыв для республики.
Всё ещё дети в 19 лет?
Первым новость подхватил Telegram-канал Mash: кинотеатры на Кавказе начали самостоятельно вырезать всё, что может быть воспринято как откровенное. На передовой оказался Дагестан — именно здесь из прокатываемой «Горничной» исчезли постельные сцены.
В Махачкале зрители могли только догадываться, что происходит на экране.
Руководство кинотеатров объяснило: цензура — не приказ сверху, а внутренняя мера «по соображениям культуры и морали».
Политик объяснил: решение принимали прокатчики, власти тут ни при чём. Но в соцсетях тут же разгорелась дискуссия: одни посчитали, что это проявление культурной особенности региона, другие — что таким образом зрителям диктуют, что им можно видеть, а что — нет.
И всё же, если вспомнить историю, подобное кино для республики и правда — новинка. Раньше сюда не пускали ни драмы с элементами эротики, ни артистов со спорной репутацией.
«Оттенки серого» запретили
Да, это далеко не первая такая история. В феврале 2015 года знаменитую кинокартину «Пятьдесят оттенков серого» сняли с показа в Махачкале и Каспийске ещё до премьеры. Представители Комитета по свободе совести и Духовного управления мусульман Дагестана настоятельно рекомендовали кинотеатрам убрать «провокационную ленту».
Тогда представители кинотеатров «Октябрь» и «Москва» подтвердили: билеты уже продавались, но, после разговоров с чиновниками и духовенством, фильм сняли с афиши. Власти открыто заявляли: показ подобного кино «может вызвать напряжённость в обществе и оскорбить чувства верующих».
Одновременно картина была запрещена в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. В то время как вся страна обсуждала страстные сцены Кристиана Грея, в дагестанских кинотеатрах царила тишина и пустые залы.
Отменили Бузову и Крида
Историй цензуры в регионе хватает и без кино. В 2017 году за день до концерта в Каспийске отменили выступление Ольги Бузовой — официально из-за болезни отца организатора, а по слухам — из-за вызывающих нарядов и несдержанного поведения певицы.
Через год, в 2018-м, Махачкала отказалась принимать и Егора Крида. После шквала угроз в соцсетях концерт отменили, а артиста обвинили в «пропаганде неподобающего образа жизни».
Тогда же ультиматум получили и артисты лейбла Black Star.
Дагестанский спортсмен, чемпион ММА Хабиб Нурмагомедов в своих соцсетях тогда написал: «Невелика потеря». И шоу действительно не состоялось.
Вошли «в ту дверь»?
Сегодня в комментариях под новостями — сотни откликов.
«Мы разочарованы, — пишет пользователь Магомед И. — Даже если сцены замылили, зачем вообще показывать такие фильмы? Дагестан превращается в обычный светский регион».
Другие, напротив, видят в этом прогресс: «Пусть хоть что-то современное покажут, а цензура — привычное дело. Главное, чтобы людям было из чего выбирать», — пишет некая женщина по имени Милана.
Так или иначе, «Горничная» уже вошла в историю местного проката.
Вот и получается, что фильм, наполовину утонувший в чёрном экране, неожиданно обозначил белую полосу: даже осторожно приоткрытая дверь в большой и неоднозначный мир кино — шаг вперёд для консервативного Кавказа.