Олег Виноградов: «Балет в Дагестане обязан быть и жить!»

Впервые премьера балета «Горянка» по поэме Расула Гамзатова прошла в марте 1968 года в Мариинском театре. Постановка имела оглушительный успех и не один год шла на разных сценах СССР и за рубежом. Спустя полвека в республике представили первый национальный балет под новым названием – «Асият», тем самым подарив «Горянке» новую жизнь.

   
   

Долгожданная премьера прошла с аншлагом в Махачкале 15 февраля стараниями народного артиста СССР, всемирно известного балетмейстера Олега Виноградова. Он более полугода провел в Дагестане, ставя спектакль с артистами Дагестанского театра оперы и балета. Легендарный хореограф рассказал «АиФ Дагестан» о своих впечатлениях от современной Махачкалы, любви к искусству и ненависти к тем, кто её губит.

Фото: operadag.ru

«Я не приукрашиваю»

– Олег Михайлович, какие чувства испытываете к нашей республике?

– Я о Дагестане знаю больше, чем многие другие его жители. Для меня этот регион – целая страна. По красоте гор, лугам, водопадам, горным озёрам, пастбищам он не уступит никакой другой стране мира...

– Страна? 

– Совершенно верно! Какая же эта республика? Дагестан – это целая страна! Здесь есть всё: и Швейцария, и Испания и Германия, не говоря уже о том, какое богатство культуры, обычаи, обряды, диалекты, танцы. Всё это – кладезь искусства и замечательных людей. Я влюбился в Дагестан раз и навсегда! Бог сделал мне этот великолепный подарок. Поэтому когда представилась возможность снова вернуться в этот чудесный мир богатства: природного, музыкального, культурного – я, не задумываясь, поменял весь свой график, расписание и приехал сюда.

– Вы спустя полвека поставили новую версию «Горянки». Думаете, «Асият» будет иметь такой же успех, что и 52 года назад? 

   
   

– Этот проект я бы назвал событием мирового масштаба. Извините, но я не приукрашиваю. Кто сегодня в мире думает о культуре ислама? Никто! Что можно противопоставить негативу? Только одно – культуру воспитания, образования, а этого в Дагестане хоть отбавляй. Наш спектакль – гимн культуре региона, поэзии, гимн миру ислама. Приехав сюда опять, я не узнал Махачкалу – она стала совершенно другой.

– Осовременилась и стала серой?

– Наоборот, она выросла и стала сильной, как Стамбул, Сеул: быт, улицы, дома, рестораны. Замечательный город со светскими обычаями. По соседству со мной мечеть, я ночью и утром слышу азан, и никому он не мешает. По улицам ходят модно одетые женщины, а рядом другие – в старинных традиционных одеждах, и красавицы все! Мне очень интересно развитие национальных элементов, потому что многие мои балеты – на национальной основе, а без этого нельзя. Радостно, что при скромных возможностях местного театра, он ничем не хуже тех, что есть в больших городах.

Фото: operadag.ru

… И хурма прекрасная

– А что вы скажете о театральной труппе? От них ведь тоже многое зависит.

– Возможности труппы пока не очень высокие, но для нас, профессионалов, не существует плохих, слабых, маленьких трупп. Если у нас есть материал – мы из любой команды сделаем то, что нужно. Меня ничем не испугать в этом плане. Руководство театра делает всё возможное, несмотря на скромный бюджет, на отсутствие классического репертуара и традиций. Удивительные люди участвуют в спектакле «Асият», они вполне могут быть на уровне мировых звёзд.

Тот же Муртуз Гаджиев (играет в постановке роль Османа. – Прим. авт.) – уникальный человек, умница, думающий, образованный актёр, чуткий, воспитанный, технически потрясающий. Да, поверьте мне, ведь мне есть с чем сравнить. Эльдар и Джамиля Ахмедовы – великолепная пара, профессионалы высокого уровня, о которых должны узнать не только в России, но и в мире. Важно, чтобы они не чувствовали себя брошенными. 

В нерабочее время актеры балета приходят ко мне и просят с ними поработать. Какая радость для меня такое слышать, такая отдача, понимаете? Честно вам скажу, несмотря на возраст, здоровье и свой плотный график, я здесь получаю удовольствие.

– Очень приятно это слышать.

– А мне-то как приятно! Я в восторге от театра, людей и от винограда, которого здесь много. А какая здесь хурма прекрасная (смеется). Я в Дагестане изведал всё – от каспийских осетров до шашлыков. Для меня здесь всё удивительно и замечательно, нечего пожелать, кроме как, чтобы все были здоровы!

– Но там, где есть плюсы, есть и минусы. Олег Михайлович, может, вы юлите?

– Ни в коем случае! Честно говорю, никаких минусов не увидел и не ощутил здесь. 

– Ни в театре, ни в социуме? 

– Знаете, я всё время страдал от того, что постановки, подобной «Горянке», за все эти годы так и не появилось в мире. В театре Санкт-Петербурга руководство убрало добротный репертуар, в том числе и мои постановки. Убрало, потому что неудобно… Удобно другое, то, что в России теперь называется гламуром. 

Дорвались до свободы, до хаоса, до псевдодемократии. Поэтому я с нетерпением ждал премьеры «Асият», чтобы люди поняли, каким должен быть балет. В этом изумительном дагестанском мире, где такое разнообразие культуры, языков, музыки, танцев, не может не быть балета! Он здесь обязан быть, жить!»

АиФ Досье
Олег Михайлович Виноградов — советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, сценарист, сценограф. Родился в 1937 году в Ленинграде. Окончил Ленинградское хореографическое училище, а позже балетмейстерский факультет ГИТИСа. Ставил балеты на сценах театров Одессы, Минска, Риги, Таллинна, Фрунзе, Дрездена, Будапешта, Софии, Берлина. В 1990 году основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy. Декан факультета режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской консерватории.

Об унитазах на сцене

– Многие поговаривают, что балет умирает. Кто же его хоронит?

– Кому-то, значит, это выгодно. Почему нет детских балетов, почему не идёт «Щелкунчик», «Золушка», других изумительных постановок? Потому что руководители не думают об этом. Да, есть танец лезгинка, Дагестан в этом смысле молодец, дети ходят на танцы с детства, это хорошо, это гордость России! Очень важно, чтобы об этом писали и говорили именно вы – «Аргументы и Факты». Ведь, это факты, а уж аргументов тут больше, чем достаточно. 

Фото: operadag.ru

– Например?

– В классическом балете нет ни одного некрасивого движения, а в современном, в псевдосовременном балете, важен эпатаж, пятую точку свою показать, унитаз вынести на сцену. Ведь что творится в Мариинском театре? Бардак начался с него и с Большого театра, где современный «Евгений Онегин» преподнесен в извращенном виде. Татьяна пишет письмо Онегину, а у неё в постели под простынёй карлик лежит. Нормально? Извратили Пушкина! Вот это сегодня считается искусством.

Сегодня время «серебренников», жулья! Если министры, заведующие отделами культуры, допускают, что на сцене Мариинского театра танцуют голые мужики и бабы, то разве это нормально? Свобода? Демократия? Бардак!

– Раз ставят и показывают на большой сцене, значит, людям это нравится? 

– Нравится таким же зрителям, как они сами. Вот, например, бизнесмен выезжает за границу, у него есть деньги и каприз – ему хочется себя показать и увидеть другую страну. Он нанимает актёров, кого угодно, лепит какой-то спектакль и под громким названием «имперский», «императорский», «петербургский» гастролирует. Этих трупп наплодили столько, что опозорили всё русское искусство. Раньше появление русских было сенсацией. Это звучало гордо и было престижно: русские педагоги, русские артисты и так далее. Зарубежные танцовщики брали русские фамилии специально, чтобы выйти на сцену. Сейчас на многих просмотрах висит табличка: «Русских просим не приходить». Я ненавижу жуликов и я за ними охочусь, особенно в балете!

Фото: operadag.ru

– Театр – волшебный мир, который может перенести зрителей в сказку. Поэтому, Олег Михайлович, перейдем от жуликов к простым дагестанским ребятам, что мечтают связать свою жизнь с балетом. Какой ценный совет вы дали бы им?

– Верить в классику! Это уникальная эстетика, созданная более 300 лет назад. Она воспитала поколение красивых, здоровых людей. Классика – это культура тела, идеал красоты, координации. Самое важное в балете и жизни – воспитание. А символ балета – красота женщины. А женщин надо любить и восхвалять, точно так же, как и балет.