Один га – тут, другой – там. Почему фермеры не хотят пахать?

Более 65,2 тыс. гектаров сельхозугодий Дагестана – республики, где сельское хозяйство составляет основную часть экономики, – остаются неиспользованными. Как так получилось, что земли оказались никому не нужны, и как вернуть их в сельхозоборот?

   
   

Вместо урожая – свалка

В России со следующего года запускают программу по вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Она рассчитана на 10 лет. За это время планируется заново освоить не менее 13 млн гектаров.

Правительство Дагестана намерено участвовать в этой программе и возродить заброшенные сельхозугодья. Это вкупе с восстановлением мелиоративного комплекса послужит укреплению продовольственной безопасности республики и страны, считает премьер-министр Дагестана Абдулпатах Амирханов.

Сегодня из 65,2 тыс. гектаров неиспользуемых сельхозугодий в Дагестане 38,5 тыс. гектаров – это пашни, 2390 га – сенокосы и 24401 га – пастбища.

«Если землепользователи не имеют возможности его обрабатывать или не хотят, то необходимо соответствующим органам принимать решения. Недопустимо, чтобы наши угодья застраивались или на них образовывались мусорные свалки», – считает вице-премьер Абдулмуслим Абдулмуслимов.

Ранее по районам Дагестана разослали информацию о порядке участия в госпрограмме по восстановлению сельхозугодий. «Однако от некоторых администраций районов стали поступать сообщения об отсутствии желающих участвовать в госпрограмме», – сообщил он. С помощью этой программы, считает вице-премьер, за три года в республике можно вовлечь в оборот более 10 тыс. га земель, ещё 7,6 тыс. гектаров в 2025–2026 годы.

Почва истощается

В Дагестане 465 тысяч гектаров пахотных земель. То есть на каждого жителя республики приходится по 15 соток. По этому показателю республика – одна из самых малоземельных регионов в РФ. Тем не менее ежегодно не используется от 10 до 15% этой наиболее ценной земли.

   
   

«Получается, у нас мало земли, и ту мы не всю обрабатываем. Практически во всех районах сотрудники Россельхознадзора выявляют мусорные свалки на сельхозземлях. В республике два или три лицензированных мусорных полигона, а мусороперерабатывающих заводов вообще нет. Надо открыть больше сертифицированных полигонов, чтобы туда можно было вывозить мусор. Главы поселений не занимаются отводом земель для временного хранения отходов. Найдут какой-нибудь овраг и туда выбрасывают мусор, а ветер разносит эти пакеты на десятки гектаров», – рассказал начальник отдела земельного надзора по Дагестану Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора Керим Керимов.

По требованию надзорного органа мусорные свалки ликвидируются. Но нет гарантии, что через некоторое время они не появятся снова. На другом или том же самом месте.

В прошлом году в Дагестане было выявлено 20 несанкционированных мусорных свалок на землях сельскохозяйственного назначения. Ведомство наложило штрафов на общую сумму 4,5 млн рублей. Но что толку?

«Большая проблема для республики – это сохранение и повышение плодородия почв на землях отгонного животноводства. Подавляющее большинство поголовья остаётся на пастбищах и летом. То есть зимние пастбища превратились в круглогодичные, что не позволяет восстанавливаться растительности. По сути, систематически нарушается закон РД «О статусе земель отгонного животноводства». Всё это способствует разрушению хрупкого равновесия экосистемы, в результате чего происходит быстрое опустынивание ранее плодородных пастбищ», – рассказал Керимов.

Больше всего неиспользуемых земель сельхозназначения находятся в Табасаранском (2934 га), Курахском (1680 га), Гумбетовском (1710 га), Акушинском (3788 га), Буйнакском (4756 га) и Карабудахкентском (5133 га) районах.

«Основные причины сокращения посевных площадей из года в год – низкое плодородие почв и их засоленность, необеспеченность поливной водой, мелкоконтурность и склоновая крутизна земельных участков, нерегулируемый рынок, разукрупнение крупных хозяйств и самоликвидация крупных ферм и комплексов, а также отсутствие возможности у сельхозтоваропроизводителей малых форм хозяйствования приобрести необходимое количество сельскохозяйственной техники», – рассказал представитель Минсельхозпрода Дагестана Камиль Джабраилов.

Фермерам сказать забыли

Для вовлечения сельскохозяйственных угодий в оборот аграрное ведомство субсидирует часть затрат фермеров на покупку элитных семян сельскохозяйственных культур, закладку и уход за садами, виноградниками, работы по раскорчёвке кустарниковой и древесной растительности с целью вовлечения в оборот пашни и пастбищ, а также мелиорацию земель, рисоводство, овощеводство закрытого и открытого грунта. Найдутся ли желающие возродить родную землю?

Президент Ассоциация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана (АФКОД) Абдурахман Абуриков рассказал «АиФ Дагестан», что фермеры начали переходить на личные подсобные хозяйства. Ситуация такова, что от КФХ фермер ничего кроме дополнительных налогов и постоянных проверок не получает.

«Фермеры не информированы о новой программе. Кто-то не знает, не слышал, а другие не верят, что могут получить землю или господдержку без определённых знакомств и связей. Земли в Дагестане монополизированы», – сказал он.

По словам Абурикова, нет обратной связи между чиновниками и фермерами. На совещаниях по таким вопросам фермеров просто не приглашают.